kladina.narod.ru
Фадеева Т.М. Крым в сакральном пространстве. М., 2002 г. Главы из книги. Стр. 126-137.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СПИРАЛИ

Мегалитические памятники в большинстве своем лишены декора, лишь немногие из них покрыты изображениями. Самыми распространенными мотивами являются круг и спираль, ставшие основой позднейших орнаментальных композиций. Строго говоря, мегалитическое искусство не было декоративным. Мы застаем его на том этапе становления, когда то, что потом стало орнаментом, украшением, декоративным нарядом, наброшенным на каменные конструкции, выражало определенный смысл. Оно являлось своего рода идеограммой, записью идей, отжатой в формулу-символ. Говоря об этом аспекте мегалитической культуры, мы вынуждены оставить в тени вопросы об истоках, происхождении и т. д. и можем говорить лишь о следствиях ее влияния, самый диапазон распространения которого свидетельствует о силе первоначального импульса. Действительно, только позднее круги и спирали прихотливо разворачивают свои бесконечные вариации на сосудах и предметах крито-микенской, трипольской, балканской культур. Поразительно и то, с какой последовательностью и настойчивостью культура архаической Греции геометризует, оквадрачивает эти округлые формы. По сути одна и та же схема лежит в узоре "завитка волны" и бустрофедона, звездочек со спирально закрученными концами и строго геометрических форм.

Рис. 1
Узор на минойской вазе. Крит, XV в. до н. э. Интерес к пятиричным формам симметрии (цветы, морские звезды) связан с построением спирали.

Прежде чем перекочевать на керамику (а возможно и одновременно), круги и спирали выкладывались прямо на местности из камней. Множество каменных чертежей – круги, уплощенные круги (как бы приплюснутые с одной стороны, но построенные по не менее строгим геометрическим расчетам – Прим. авт.), овалы, спирально закрученные лабиринты – изучены археологами и палеоастрономами, увидевшими в них свидетельства математических, геометрических, астрономических интересов древнего человека. "Эти люди играли в цифровые игры. И каждый свой успех помечали вечным камнем"1, – пишет английский исследователь мегалитов Дж. Хокинс.

Интерес к кругу и спирали современные исследователи связывают с культом солнца, наблюдениями за движением небесных светил, которые, в свою очередь, обусловливают развитие жизни на земле. Выражали они, по-видимому, и более сложные понятия. Реконструируя их, Хокинс пишет: "Всякий замкнутый круг – это магическая фигура. Он означает вечность, не имеющую ни начала, ни конца... В античные времена круг считался символом совершенства – эфирного, небесного. Труды Аристотеля, величайшего авторитета древности, показывают это со всей очевидностью. Низменная материя (земная, плотская) устремляется по прямой линии к центру мироздания (земле), тогда как небесная материя движется вокруг земли по вечным кругам. Это движение не требует никакой энергии, никаких усилий. Магия круга гарантировала ежедневный восход Солнца, совершающего свой путь по небесной орбите. Она же обеспечивала неизменность звезд на их путях"2.

Рис. 2
Каменный ящик – дольмен в середине кромлеха – ограды из камней. Англия.
Рис. 3
Каменный ящик – дольмен в середине кромлеха. Юго-западный Крым.

Если планеты "возвращаются на круги своя", а каждый отдельный человек движется от рождения к смерти, описывая замкнутый круг, то жизнь в целом эволюционирует. Ее ход выражается не кругом, а спиралью. Существует немало живых организмов, своим развитием и формой как бы иллюстрирующих этот умозрительный вывод. По спирали растут раковины, эта форма присуща усикам вьющихся растений, и прежде всего, виноградной лозы. Форму спирали можно обнаружить в таких, казалось бы, далеких друг от друга явлениях, как волны и спирально закрученные туманности.

Наблюдение ли за живыми организмами вывело формулу спирали или сама она – внешнее, графическое выражение математических расчетов, нашедших подтверждение в живой природе? Во всяком случае гигантские плиты мегалитических сооружений Мальты и Ирландии, украшенные спиральным узором, поражают воображение, оставляя впечатление чего-то большего, нежели простой декор. Выражение "путешествие души" представляется вполне уместным при взгляде на плиты Нью-Грейнджа, завитки которых зримо рисуют прохождение души через смерть и возрождение; одновременно в них можно увидеть наглядное представление земной энергии; животворного духа самой Земли.

Рис. 4
Спиралевидный орнамент. Камень у входа в Нью-Грейндж (Англия).

Как убедительно показано в исследованиях Джона Мичелла ("Град Откровения" и др.), основу мегалитической культуры составляет "сакральная геометрия", выведенная из наблюдений самой природы и присущих ей пропорций. "Подобно всякому искусству, – пишет он, – геометрия имела священное происхождение, будучи визуальным выражением закона пропорций. В практике сакральной геометрии различные типы универсального движения представлены формами и символами, которые в их сочетании отражают взаимодействие созидательных сил"3. Она составляла важнейший элемент космического храма, при устройстве которого не менее значимыми были также астрономические и геологические соображения, поскольку месторасположение храма приурочивалось к местам проявления земного магнетизма, там, где естественно происходило слияние между земным током и силами космических излучений.

"ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ" – ФОРМУЛА ЖИЗНИ?

Из глубокой древности дошли до человечества числа "π" для круга и "φ" для спирали – плоды математических игр с камнем.

Познакомимся с числом "φ" – таинственным числом, которое выражает глубинные соответствия, связанные не только с эволюцией жизни во вселенной, но и определившие пропорции величайших сооружений древности. С точки зрения современной математики спираль есть графическое выражение числового ряда с определенными свойствами – так называемого ряда Фибоначчи. Каждое последующее число этого ряда есть сумма двух предыдущих: О, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т. д. Соотношение же двух соседних чисел дает иррациональное число "φ". При этом по мере возрастания чисел в ряду соотношение между ними все более приближается к наиболее полному значению "φ": обычно оно выражается числами 0,618 или 1,618.4

Рис. 5
Пропорции пятиконечной звезды дают число "φ".
Рис. 6
Построение логарифмической спирали.
Рис. 7
Форма морской раковины соответствует логарифмической спирали.

Соотношение "φ" уникально и в том плане, что это единственное число, квадрат которого равен ему плюс единица, и единственное иррациональное число, рациональность которого возрастает по мере увеличения чисел в ряду Фибоначчи,

В геометрии "φ" возникает в пятиугольных формах симметрии, в частности, в пятиконечной звезде, избранной в свое время эмблемой Пифагорейского братства. Число "φ" может быть выведено из пропорций пятиконечной звезды: каждая ее линия рассекается другой на две части так, что меньшая часть соотносится с большей в пропорции, в какой большая часть соотносится с целой линией. Полученная пропорция использовалась для построения прямоугольника со сторонами, относившимися как 1x0.618034, который Пифагор и Эвклид именовали "прямоугольником божественной пропорции" .

В XVII в. Якоб Бернулли заметил, что эта пропорция выражает также геометрические основания для важной кривой, встречающейся в природе и в своем продолжении ведущей к форме "логарифмической спирали". Ее получают следующим образом.

Для получения "прямоугольника божественной пропорции" со сторонами, соотносящимися как 1х0.618034, вначале строим квадрат со стороной 0.618034, который разделяется пополам вертикальной линией: в полученном прямоугольнике строится диагональ ab; приняв ее за радиус, находим на горизонтали точку с: так получаем "прямоугольник божественной пропорции" со сторонами 1х0.618034. Далее строим схему, известную как "закрученные квадраты": отрезок bc становится стороной второго квадрата, ic – стороной третьего, dc – четвертого и т. д. Определив центры построенных таким образом квадратов и соединив их линиями, мы получаем плавную кривую, раскручивающуюся в бесконечность. Смысл сакральной геометрии, таким образом, состоит в обнаружении принципов, на которых основаны красота и порядок в природе. Исследователям известно множество растений и моллюсков, выказывающих поразительную склонность либо к числам "ряда Фибоначчи", либо к пятилучевым формам симметрии – цветы, морские звезды, либо к логарифмической спирали – сюда относятся все разновидности раковин. Особым вниманием древних пользовались растения, поворачивающие венчик цветка вслед за солнцем: поскольку человеку не дано прямо смотреть на солнце без риска ослепнуть, это свойство особенно поражало "как свидетельство некоей "божественной привилегии", дарованной, по мнению алхимиков, некоторым растениям. Почетное место среди них занимал подсолнечник, о чем свидетельствует само его название; латинское название цветка "гелиотроп" также означает "солнцеподобный". При этом самым замечательным в свете всего вышесказанного оказалось расположение семечек в нем, представляющее весьма сложную систему: замечено, что семена располагаются на точках пересечения двух рядов логарифмической спирали, идущих от центра, один – по часовой, другой – против часовой стрелки. Пересекающиеся кривые напоминают спирали, по которым закручены раковины; числа спиралей в обоих рядах не равны, но всегда являются последовательными числами "рядов Фибоначчи" – типа 21 и 34, 55 и 89 и т. д. "Подсолнечники, выращивавшиеся специально для изучения этой закономерности роста, достигали гигантских размеров, с дисками по 144 кривых, и даже, как пишет исследователь этой проблемы Артур X. Черч, в Оксфорде был выращен подсолнечник с 233 пересекающимися спиралями, распределенными в отношении 89:144"5.

Пропорция, выражаемая "φ"-соотношением, была широко известна в древности. Она использовалась при сооружении Пирамид и Парфенона; ее изучали великие мастера Возрождения – Леонардо да Винчи и Рафаэль, в наши дни ее широко употреблял в архитектуре Ле Корбюзье. За эстетические свойства ей было присвоено наименование "золотого сечения" или "божественной пропорции".

Мы не располагаем письменными свидетельствами о числе "φ" у древних египтян, однако в их искусстве и архитектуре содержится немало признаков того, что оно было им известно. В частности, они знали, как построить его геометрически из прямоугольника с соотношением сторон 2x1, диагональ которого служила исходным пунктом для геометрического построения "φ". Умели они вывести его и арифметически из "рядов Фибоначчи". Исследователи обнаруживают использование этой пропорции в знаменитых пирамидах Гизы. Более того, Большая Пирамида прекрасно иллюстрирует важнейший элемент "сакральной геометрии", каковым является сама форма храма: она должна действовать в унисон и усиливать теллурическую энергию Земли равно как и космическую, дабы воздействовать на сознание тех, кто входит в храм6. Действительно, сама структура пирамиды способствует экстрасенсор-ному опыту, и об этом немало свидетельств приводилось в недавних публикациях.

Так, "дух спирали", его квинтэссенция, выраженная в "золотом сечении", сочетая ритуал смерти и воскресения, выражает смысл, который, по наблюдению французского философа-ориенталиста Шваллера де Любич, "далеко выходит за пределы чисто архитектурных соображений. "Золотое сечение" служит не только для построения идеальных пропорций, но и является основой философии, устанавливающей соотношение между физическим и метафизическим состоянием. Именно в этом и состоит его сакральный характер"7. Согласно дошедшей до нас эзотерической традиции, душа, возрождаясь, вновь обретает возможность искупить грехи прошлых жизней и развить в себе новые качества, идти путем совершенствования. Эволюция души происходит в течение всего становления мира во времени, составляя, если угодно, его единственный подлинный "прогресс".

Спираль, будучи графическим изображением восхождения как серии возвратов к прежним состояниям, но на более высоком уровне, описывает смену существований души в физическом теле и в периоды между смертью и новым рождением.

В этом смысл связи между физическим и метафизическим состоянием. К этому следовало бы добавить, что подобное утверждение справедливо прежде всего в рамках традиции, когда наука, искусство, религия, философия были взаимодополняющими и взаимозависимыми, а не взаимоисключающими как сегодня.

ОТ ИДЕОГРАММЫ К ОРНАМЕНТУ

Всякий орнамент – и в этом согласны большинство исследователей – носил изначально символический характер, хотя в более поздние времена его воспроизводили, уже не понимая смысла. В лучшем случае он воспринимался как магический оберег, ограждающий от влияния злых сил. Мотив спирали появляется в росписях керамики еще в эпоху позднего неолита, распространяясь на значительной территории. Это, прежде всего, регион влияния крито-микенской культуры, а также северные районы Балканского полуострова и Юго-Восточной Европы. Весьма близкая по мотивам росписи керамика найдена и в районе распространения Три-польской культуры (названа по имени села Триполье близ Киева). В середине – конце III тыс. до н. э. спиральный орнамент был излюбленным украшением сосудов и других предметов островной Греции. После Троянской войны ахейцы, победившие Трою, сами, в свою очередь, уступают напору дорийских племен. Эгейская культура окончательно гибнет; в греческом искусстве начинается новая эпоха, в орнаментальных росписях распространяется "геометрический" стиль. Но самое поразительное то, что в "геометризованном" варианте всплывают те же мотивы, которые в "спирально-закрученных" формах покрывали поверхность большинства вещей предшествующей крито-микенской культуры. Это, прежде всего, мотив "завитка волны", который с легкостью превращается в меандр; мотив "двойной спирали", дающий меандр прямого и обратного направления. Кстати, совмещение меандров обоих направлений, столь распространенное в архаическом искусстве Греции, дает в пересечении рисунок свастики, который, в свою очередь, был широко распространен в орнаментальном декоре огромного региона, включавшего Юго-Восточную Европу.

Рис. 8
Трансформация спирального орнамента. Орнамент типа "завиток волны" оквадрачивается, превращаясь в бустрофедон, меандр.
Рис. 9
"Двойная спираль" – графический образ ритма в природе: развертывания и свертывания, рождения и смерти, прохождения души через смерть и возрождение.

Где зародился спирально-круговой орнамент? Означает ли он просто стилизованное изображение морских волн? Связан ли он с идеей бесконечного движения, эволюции жизни? Эволюции как смены фаз смерти и возрождения, свертывания и развертывания, "да и нет", утверждения и отрицания?

Вопрос требует пристального рассмотрения, и чтобы приблизиться к его пониманию, остановимся на мотиве "двойной спирали", игравшем весьма важную роль в традиционном искусстве различных стран, в первую очередь архаической Греции. Проследим движение спирали: начиная с определенного момента – точки – она раскручивается, а затем скручивается вновь, превращаясь в точку. Это графический образ ритмической смены эволюции и инволюции, рождения и смерти, развертывания и свертывания, перехода от мира проявленного к непроявленному. Символ этот можно рассматривать макро- и микрокосмически. Это "вдох" и "выдох" мирозданья, которому соответствуют понятия "конденсации" и "уплотнения", а затем "рассыпания" миров – в восточной философии; или, согласно терминологии герметизма, – "коагуляция" и "растворение"; "дни" и "ночи" Брамы согласно индуистской традиции; а для отдельных живых существ это рождение и смерть. На каждом из этих уровней, от макро- до микрокосмического, мы можем наблюдать эти фазы бытия, как глубокое выражение закона, управляющего миром проявленным.

Оба завитка спирали можно воспринимать и как образ космической силы, действующей в обоих полушариях земли или шарообразной вселенной, – как точки-полюса, вокруг которых она раскручивается. Действительно, для человека, находящегося в Северном полушарии, Земля вращается справа налево, а для его антипода в Южном – слева направо8.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. – М., 1977. – С. 198.

2 Хокинс Дж. Указ. соч. – С. 51-52.

3 Michell J. City of Revelation. – New York, 1972. – P. 72.

4 Шевелев И. Принцип пропорции. – М., 1986. – С. 26.

5 Шевелев И. Указ. соч. – С. 27.

6 Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: интерпретация секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен/ Пер. с англ. В. В. Целищева – Изд. 2-е. – Новосибирск, 1992. – С. 46.

7 Schwaller de Lubicz J. Le Temple de l'homme. Apet du Sud a Louqsor. – V. 1. – Paris, 1957. – P. 67.

8 Guenon R. La Grande Triade. – 5-me ed. – Paris, 1957. – P. 55.

Сайт создан в системе uCoz