"Славяне есть славяне".
Иосиф Добровский
"Благославен тот, кто выдумал письмо".
Благочестивое изречение древних
индийцев, по Жану Полю.
"Да, Скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами". Это сказано о русских. Но наука еще при жизни Блока внесла поправку "насчет раскосых очей". Скифы антропологически оказались европеидами. Говорили же скифы на иранских наречиях. Но на этом дело не кончилось. С некоторых пор у нас муссируются отношения славянских языков к балтийским, причем с особенным энтузиазмом поднимается не вопрос их близкой связи ввиду давних общений и родства, а специфическая концепция, ставящая опять славян в положение некоего производного, на этот раз от балтов. Научная "начинка" этой концепции такова: "Сначала протобалтийский субстратный язык в его западном ареале подвергся воздействию суперстратного италийского, что привело к становлению "протославянского" (XIII в. до н.э. - становление лужицкой культуры). Последний, в свою очередь, подвергся воздействию суперстратного иранского, что привело к возникновению "праславянского" (V в. до н.э. - разрушение лужицкой культуры)".[Балто-славянские исследования. - М.: Наука, 1980, с.]
Вопрос о вторичности происхождения славян и их языка от какого-либо другого, "более древнего" языка и народа "успешно" разрабатывается на Западе, но наши соотечественники, как видите, превзошли их. Они, используя "новейшие достижения науки", установили даже дату рождения славян - V в. до н.э. В мировом историческом календаре этот век отвечает "золотому веку" Афинского государства с Акрополем, театром Диониса и олимпийскими играми. Что ж, как говорится, "Богу богово, а кесарю кесарево". Видимо, так и должно быть. Необходимо лишь уточнить, какая часть этого высказывания имеет отношение к славянам, и поставить все на свои места, по заслугам. Результаты моей работы по расшифровке праславянской письменности определяют это положение. Но поскольку понятие "праславянская письменность" в научной литературе отсутствует, то требуется дать ее резюмирующее определение.
"Праславянская письменность" - это письменность славян, которой они пользовались задолго до создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием. Праславянская письменность слоговая. Слоги только открытые типа СГ (согласный плюс гласный) и Г(гласный).
Праславянской письменностью выполнены: тэртерийские надписи (V тысячелетие до н. э.); протоиндийские надписи (XXV-XVIII вв. до н. э.); критские надписи (XX-XIII вв. до н. э.), в их числе надписи, исполненные линейным письмом А, линейным письмом Б и Фестский диск; этрусские надписи (VIII-II вв. до н. э.), а также надписи, найденные на территории расселения восточных и западных славян и исполненных так называемым письмом типа "черт и резов".[ Сводную таблицу знаков праславянской письменности" см. в Лингвистическом комментарии.] Таким образом, праславянской письменностью славяне пользовались на протяжении, по крайней мере, 6 (шести!) тысячелетий, до перехода на буквенное письмо, созданное Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. нашей эры.
Язык надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян, соответственно, восточнославянский (древнерусский) и западнославянский - древнепольский(?).
Язык остальных перечисленных надписей общеславянский - праславянский, а точнее, праславянский письменный язык [Там же см. о фонетической системе праславянского языка.], который, естественно, несколько отличается от гипотетического, условно-восстановленного праславянского языка, главным образом по своему морфологическому строю.
Праславянский письменный язык очень близок к старославянскому - письменному литературному языку всех славян, введенному для нужд христианской церкви в середине IX века н.э. Полной идентичности этих языков быть не могло, т.к. каждый из них обслуживал разные типы письма: первый - слоговый, второй - буквенный. И тем не менее у этих языков общий словарный состав и, что особенно важно, полное совпадение многих грамматических форм (самая стойкая часть языка). Так, в праславянском письменном языке широко представлены формы глагола 3-го лица без -Т(Ъ). Е - "есть", БОДЕ - "будет", РЕЖЕ - "режет" и другие, отмечаемые в старославянском языке XI века. Хорошо демонстрирует совпадение грамматических форм обоих языков склонение личного местоимения 2-го лица множественного числа.
Падежи | Праславянский язык | Старославянский язык |
---|---|---|
Им.п. Вин.п Род.п. Дат.п Твор.п Мест.п. | ВЫ ВЫ вы вы - - | ВЫ ВЫ ВАС, ВЫ* ВЫ, ВАМ ВАМИ ВАСЪ |
*В старославянских памятниках (не ранее XI в.) "стали появляться формы родительного падежа в значении винительного" (Хабургаев Г.Л. Старославянский язык. М., 1974)..
Определившись с языком и с учетом всего сказанного выше праславянскую письменность, видимо, следует рассматривать как праписьменность, давшую начало всем остальным основным письменностям мира, и с иных позиций посмотреть на древнейшую историю славян, скрытую от нас толщей тысячелетий. Не претендуя на полное и окончательное ее завершение, я хочу расставить лишь вехи этой истории.
Взяв за исходное Тэртерию, можно начать с утверждения, что в V тысячелетии до н.э., т.е. 7 тысяч лет тому назад, славянские племена населяли обширные пространства Подунавья на юго-востоке Европы.
В конце V - начале IV тысячелетия до н.э. произойдут значительные подвижки славян в пространстве, в восточном и южном направлениях.
В южном направлении отдельные волны этого движения достигнут Двуречья. Останки наших предков лежат в основании холма "Эль-Убайд", вокруг и поодаль от которого вырастут со временем города Шумера и Вавилона. И мы обязаны помнить тех, кто научил строить эти города.
Продвигаясь в восточном направлении, славяне достигнут Среднего Поднепровья, и уже в III тысячелетии до н.э. почти все Подунавье-Поднепровье будет охвачено высокоразвитой трипольской культурой. Эта культура постепенно, но более широким фронтом, чем в IV тысячелетии, станет распространяться на юг. "Вовлеченные в колонизационный процесс, в своем движении на юг часть трипольцев достигнут Пенджаба и Инда".[Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981, с. 211.] И здесь славяне, называвшие себя РЫСИЧАМИ, создадут одну из трех величайших культур Древнего Востока - протоиндийскую культуру, на которой затем поднимется культура Древней Индии. Протоиндийская цивилизация, просуществовав около 700 лет, к 1800 году до н.э. внезапно прекратит свое существование. Возможной причиной ее исчезновения считали завоевание Индии арийцами, однако завоевание Индии арийцами имело место почти три столетия после исчезновения культуры Мохенджо-Даро и Хараппы. Так что причину ее исчезновения следует искать в другом. Возможно в том, что именно в это время, около 1800 г. до н.э. в метрополии произошло столкновение трипольских племен с восточными племенами, населявшими степи к востоку от Днепра. Исход этого столкновения будет носить для трипольцев катастрофический характер.
Изгнанные из Среднего Поднепровья славяне проторенными путями устремятся на юг, на Балканы, а затем далее - в Эгеиду, уже под именем "пеласги". Сюда же, через Малую Азию придут их соплеменники - рысичи, оставив свои города у подножий Гималаев (это обстоятельство хорошо объясняет расхождение мнений специалистов о том, откуда пеласги пришли в Догреческую Грецию и на Крит - с севера - через Балканы или с востока - через Малую Азию).
Все вместе на острове Крит они создадут могучую Критскую державу, искусство которой станет предтечей великого искусства Древней Греции. И снова, на этот раз уже природа захочет испытать наших предков на прочность. Она пожелает стереть их с лица земли - имеется в виду взрыв вулкана на острове Санторин около 1450 г. до н.э., после которого могущество Критской державы будет подорвано и гонимые дорийцами славяне (минойцы-пеласги-рысичи) покинут Крит. И вопреки всему через несколько веков потомки индских и критских "рысичей" - "росы" обретут прежнюю силу и могущество, но уже на иной земле, в Италии, в той ее части, которую принято называть Этрурия.
Как складывалась судьба славян в дальнейшем, сказать трудно. Но одно несомненно, что в конце концов они вернутся на свои исконные земли. Произойдет это, видимо, не раньше IV-III вв. до н.э. Принявшись за обустройство вновь обретенной земли и заботясь прежде всего о своей безопасности, славяне возведут огромные крепости и насыпят грандиозные "Змеевые валы", которые протянутся "аж до Киева".
Говоря о переселении отдельных славянских племен из Подунавья на земли Двуречья, из Триполья в Индостан, я не сказал о причинах этого явления, поскольку мне самому они недостаточно ясны. Возможно, это было связано с тем, что и славяне Трансильвании, и трипольские племена были многолюдны (большое число огромных трипольских поселений подтверждает эту догадку) и в связи с дальнейшим ростом населения появлялась необходимость поиска новых земель. Но, обращая внимание на более близкие к нам этапы истории славян (в данном случае восточных), невозможно с этих позиций объяснить их движение в XVI-XVIII веках уже нашей эры за Урал, в Западную и Восточную Сибирь и далее вплоть до Аляски. По всей видимости, здесь во все времена играл роль иной фактор, связанный с душевным складом славян, который можно определить как "охотой к перемене мест".
Эту особенность, несвойственную иным народам, в свое время подметил известный русский историк В.О. Ключевский. В его знаменитом "Курсе русской истории" во II лекции есть отдельная глава "Колонизация страны как основной факт русской истории". Посвящена она, правда, восточным славянам, но это в нашем случае не имеет значения. "Наша история, - говорит Ключевский, - открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства...вступает на Русскую равнину из одного ее угла, с юго-запада, со склонов Карпат. В продолжение многих веков этого славянского населения было далеко недостаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину. Притом по условиям своей исторической жизни и географической обстановке оно распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые (видимо, поэтому греки называли праславян пеласгами - аистами. - Г.Г.). При каждом таком передвижении оно становилось под действие новых условий, вытекающих как из физических особенностей новозанятого края, так и из новых внешних отношений, какие завязывались на местах. Эти местные особенности и отношения при каждом новом размещении народа сообщали народной жизни особые направления, особый склад характера".
А если при этом учесть, что в новые места славяне несли культуру, в частности культуру письма, то этот особый "склад характера" славян приобретает особенную особость. И здесь, может быть, к месту будет вспомнить о "загадочной славянской душе", хотя книга совсем не об этом, а всего лишь популярное изложение работы "Праславянская письменность" (результаты дешифровки). Однако за словом и его смыслом всегда стоит нечто большее, то, что будит в каждом из нас не один только научный интерес, но и дает священное право славянину любить все славянское, и это столь же естественно, как любить своих родителей.
Таблица является основным результатом проделанной работы, ее реальным выражением. Пользуясь таблицей, каждый из нас теперь сможет продолжить чтение многочисленных этрусских, критских и протоиндийских надписей и надписей, исполненных письмом типа "черт и резов", понять и освоить громадный материал по древнейшей истории славян, в силу различных причин не освещенный современной наукой.
В таблице нашли свое место свыше 140 различных знаков, обозначающих 128 слогов праславянской письменности, и звучание подавляющего их большинства, повторюсь еще раз, подкреплено чтением текстов (лист 42).
А теперь несколько слов о фонетической системе праславянского языка - языка, на котором исполнены "праславянские" надписи.
Состав гласных:
гласные переднего ряда - [и], [е], [t], [ь], [u]
-"- непереднего ряда - [ы], [о], [а], [ъ], [l], [у]
Знаковых обозначений для звуков [ь ], [ы ], [ъ ] в "праславянской" письменности быть не могло. Для всех остальных гласных в письменности имелись свои знаковые обозначения. Все они установлены. Причем для некоторых гласных (а, и, о, u) установлено по два знаковых обозначения, один из которых отвечает букве кириллицы, а второй - букве глаголицы. Объяснить это явление я не могу.
Система согласных, не отличающаяся от системы согласных праславянского и древнерусского (конца X - начала XI в.) языков, имела тем не менее одну особенность. Здесь не различались некоторые согласные, шумные по способу образования: [к] и [х] (заднеязычные по месту образования); [ц] и [ч] (переднеязычные по месту образования). По крайней мере слоги КА и ХА; КЫ и ХЫ; ЦT и ЧЕ; ЦT и ЧЕ обозначались (каждая пара в отдельности) одним знаком N ; L ; I ; V.
В праславянской письменности имели место несколько слогов без определенного гласного: т.е. один и тот же знак, например H мог читаться как НИ-НЫ, > - как ВЫ-ВИ, J - как ЖЕ-ЖИ, U - как БО-БL, n - как РА-РО.
Существовали в письменности и знаки, обозначающие йотированные гласные: ЙА, ЙЕ, ЙО?, ЙУ, ЙU, ЙL.
[t] = M - фонема, условно называемая "ять" в кириллической азбуке; свойственна всем древним славянским языкам, но в звуковом отношении в старославянском языке она характеризовалась как широкооткрытое [е], а в древнерусском и праславянском языках как [е] (е закрытое) или [йе] и [йа].
[u][l] - носовые гласные, в кириллической азбуке имели определенные буквенные обозначения: [о] обозначалось буквой ("юс большой"), а [е] - буквой ("юс малый")
[k][y] = [ъ][ь] - сверхкраткие условно называемые в кириллической азбуке "ер" и "ерь".
['а ] - после мягкого согласного.
[й] - среднеязычный сонорный звонкий, мягкий согласный.
* - обозначения праславянских гипотетически восстановленных слов и форм.
В работе принята следующая транскрипция примеров: праславянские условно-восстановленные формы и слова даются в написании латиницей. Старославянские примеры приводятся в написании кириллицей; древнерусские даются русским шрифтом с добавлением при необходимости тех кириллических букв, которых нет теперь в русском алфавите.
Слова и формы древнерусских, древнепольских (?) и праславянских текстов, дешифровке которых посвящена настоящая работа, даются русским шрифтом.