kladina.narod.ru
Гриневич Г. С. ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. Результаты дешифровки. Т. 1. М., 1993 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Славяне есть славяне".
Иосиф Добровский

"Благославен тот, кто выдумал письмо".
Благочестивое изречение древних
индийцев, по Жану Полю.

"Да, Скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами". Это сказано о русских. Но наука еще при жизни Блока внесла поправку "насчет раскосых очей". Скифы антропологически оказались европеидами. Говорили же скифы на иранских наречиях. Но на этом дело не кончилось. С некоторых пор у нас муссируются отношения славянских языков к балтийским, причем с особенным энтузиазмом поднимается не вопрос их близкой связи ввиду давних общений и родства, а специфическая концепция, ставящая опять славян в положение некоего производного, на этот раз от балтов. Научная "начинка" этой концепции такова: "Сначала протобалтийский субстратный язык в его западном ареале подвергся воздействию суперстратного италийского, что привело к становлению "протославянского" (XIII в. до н.э. - становление лужицкой культуры). Последний, в свою очередь, подвергся воздействию суперстратного иранского, что привело к возникновению "праславянского" (V в. до н.э. - разрушение лужицкой культуры)".[Балто-славянские исследования. - М.: Наука, 1980, с.]

Вопрос о вторичности происхождения славян и их языка от какого-либо другого, "более древнего" языка и народа "успешно" разрабатывается на Западе, но наши соотечественники, как видите, превзошли их. Они, используя "новейшие достижения науки", установили даже дату рождения славян - V в. до н.э. В мировом историческом календаре этот век отвечает "золотому веку" Афинского государства с Акрополем, театром Диониса и олимпийскими играми. Что ж, как говорится, "Богу богово, а кесарю кесарево". Видимо, так и должно быть. Необходимо лишь уточнить, какая часть этого высказывания имеет отношение к славянам, и поставить все на свои места, по заслугам. Результаты моей работы по расшифровке праславянской письменности определяют это положение. Но поскольку понятие "праславянская письменность" в научной литературе отсутствует, то требуется дать ее резюмирующее определение.

"Праславянская письменность" - это письменность славян, которой они пользовались задолго до создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием. Праславянская письменность слоговая. Слоги только открытые типа СГ (согласный плюс гласный) и Г(гласный).

Праславянской письменностью выполнены: тэртерийские надписи (V тысячелетие до н. э.); протоиндийские надписи (XXV-XVIII вв. до н. э.); критские надписи (XX-XIII вв. до н. э.), в их числе надписи, исполненные линейным письмом А, линейным письмом Б и Фестский диск; этрусские надписи (VIII-II вв. до н. э.), а также надписи, найденные на территории расселения восточных и западных славян и исполненных так называемым письмом типа "черт и резов".[ Сводную таблицу знаков праславянской письменности" см. в Лингвистическом комментарии.] Таким образом, праславянской письменностью славяне пользовались на протяжении, по крайней мере, 6 (шести!) тысячелетий, до перехода на буквенное письмо, созданное Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. нашей эры.

Язык надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян, соответственно, восточнославянский (древнерусский) и западнославянский - древнепольский(?).

Язык остальных перечисленных надписей общеславянский - праславянский, а точнее, праславянский письменный язык [Там же см. о фонетической системе праславянского языка.], который, естественно, несколько отличается от гипотетического, условно-восстановленного праславянского языка, главным образом по своему морфологическому строю.

Праславянский письменный язык очень близок к старославянскому - письменному литературному языку всех славян, введенному для нужд христианской церкви в середине IX века н.э. Полной идентичности этих языков быть не могло, т.к. каждый из них обслуживал разные типы письма: первый - слоговый, второй - буквенный. И тем не менее у этих языков общий словарный состав и, что особенно важно, полное совпадение многих грамматических форм (самая стойкая часть языка). Так, в праславянском письменном языке широко представлены формы глагола 3-го лица без -Т(Ъ). Е - "есть", БОДЕ - "будет", РЕЖЕ - "режет" и другие, отмечаемые в старославянском языке XI века. Хорошо демонстрирует совпадение грамматических форм обоих языков склонение личного местоимения 2-го лица множественного числа.

Падежи Праславянский язык Старославянский язык
Им.п.
Вин.п
Род.п.
Дат.п
Твор.п
Мест.п.
ВЫ
ВЫ
вы
вы
-
-
ВЫ
ВЫ
ВАС, ВЫ*
ВЫ, ВАМ
ВАМИ
ВАСЪ

*В старославянских памятниках (не ранее XI в.) "стали появляться формы родительного падежа в значении винительного" (Хабургаев Г.Л. Старославянский язык. М., 1974)..

Определившись с языком и с учетом всего сказанного выше праславянскую письменность, видимо, следует рассматривать как праписьменность, давшую начало всем остальным основным письменностям мира, и с иных позиций посмотреть на древнейшую историю славян, скрытую от нас толщей тысячелетий. Не претендуя на полное и окончательное ее завершение, я хочу расставить лишь вехи этой истории.

Взяв за исходное Тэртерию, можно начать с утверждения, что в V тысячелетии до н.э., т.е. 7 тысяч лет тому назад, славянские племена населяли обширные пространства Подунавья на юго-востоке Европы.

В конце V - начале IV тысячелетия до н.э. произойдут значительные подвижки славян в пространстве, в восточном и южном направлениях.

В южном направлении отдельные волны этого движения достигнут Двуречья. Останки наших предков лежат в основании холма "Эль-Убайд", вокруг и поодаль от которого вырастут со временем города Шумера и Вавилона. И мы обязаны помнить тех, кто научил строить эти города.

Продвигаясь в восточном направлении, славяне достигнут Среднего Поднепровья, и уже в III тысячелетии до н.э. почти все Подунавье-Поднепровье будет охвачено высокоразвитой трипольской культурой. Эта культура постепенно, но более широким фронтом, чем в IV тысячелетии, станет распространяться на юг. "Вовлеченные в колонизационный процесс, в своем движении на юг часть трипольцев достигнут Пенджаба и Инда".[Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981, с. 211.] И здесь славяне, называвшие себя РЫСИЧАМИ, создадут одну из трех величайших культур Древнего Востока - протоиндийскую культуру, на которой затем поднимется культура Древней Индии. Протоиндийская цивилизация, просуществовав около 700 лет, к 1800 году до н.э. внезапно прекратит свое существование. Возможной причиной ее исчезновения считали завоевание Индии арийцами, однако завоевание Индии арийцами имело место почти три столетия после исчезновения культуры Мохенджо-Даро и Хараппы. Так что причину ее исчезновения следует искать в другом. Возможно в том, что именно в это время, около 1800 г. до н.э. в метрополии произошло столкновение трипольских племен с восточными племенами, населявшими степи к востоку от Днепра. Исход этого столкновения будет носить для трипольцев катастрофический характер.

Изгнанные из Среднего Поднепровья славяне проторенными путями устремятся на юг, на Балканы, а затем далее - в Эгеиду, уже под именем "пеласги". Сюда же, через Малую Азию придут их соплеменники - рысичи, оставив свои города у подножий Гималаев (это обстоятельство хорошо объясняет расхождение мнений специалистов о том, откуда пеласги пришли в Догреческую Грецию и на Крит - с севера - через Балканы или с востока - через Малую Азию).

Все вместе на острове Крит они создадут могучую Критскую державу, искусство которой станет предтечей великого искусства Древней Греции. И снова, на этот раз уже природа захочет испытать наших предков на прочность. Она пожелает стереть их с лица земли - имеется в виду взрыв вулкана на острове Санторин около 1450 г. до н.э., после которого могущество Критской державы будет подорвано и гонимые дорийцами славяне (минойцы-пеласги-рысичи) покинут Крит. И вопреки всему через несколько веков потомки индских и критских "рысичей" - "росы" обретут прежнюю силу и могущество, но уже на иной земле, в Италии, в той ее части, которую принято называть Этрурия.

Как складывалась судьба славян в дальнейшем, сказать трудно. Но одно несомненно, что в конце концов они вернутся на свои исконные земли. Произойдет это, видимо, не раньше IV-III вв. до н.э. Принявшись за обустройство вновь обретенной земли и заботясь прежде всего о своей безопасности, славяне возведут огромные крепости и насыпят грандиозные "Змеевые валы", которые протянутся "аж до Киева".

Говоря о переселении отдельных славянских племен из Подунавья на земли Двуречья, из Триполья в Индостан, я не сказал о причинах этого явления, поскольку мне самому они недостаточно ясны. Возможно, это было связано с тем, что и славяне Трансильвании, и трипольские племена были многолюдны (большое число огромных трипольских поселений подтверждает эту догадку) и в связи с дальнейшим ростом населения появлялась необходимость поиска новых земель. Но, обращая внимание на более близкие к нам этапы истории славян (в данном случае восточных), невозможно с этих позиций объяснить их движение в XVI-XVIII веках уже нашей эры за Урал, в Западную и Восточную Сибирь и далее вплоть до Аляски. По всей видимости, здесь во все времена играл роль иной фактор, связанный с душевным складом славян, который можно определить как "охотой к перемене мест".

Эту особенность, несвойственную иным народам, в свое время подметил известный русский историк В.О. Ключевский. В его знаменитом "Курсе русской истории" во II лекции есть отдельная глава "Колонизация страны как основной факт русской истории". Посвящена она, правда, восточным славянам, но это в нашем случае не имеет значения. "Наша история, - говорит Ключевский, - открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства...вступает на Русскую равнину из одного ее угла, с юго-запада, со склонов Карпат. В продолжение многих веков этого славянского населения было далеко недостаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину. Притом по условиям своей исторической жизни и географической обстановке оно распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые (видимо, поэтому греки называли праславян пеласгами - аистами. - Г.Г.). При каждом таком передвижении оно становилось под действие новых условий, вытекающих как из физических особенностей новозанятого края, так и из новых внешних отношений, какие завязывались на местах. Эти местные особенности и отношения при каждом новом размещении народа сообщали народной жизни особые направления, особый склад характера".

А если при этом учесть, что в новые места славяне несли культуру, в частности культуру письма, то этот особый "склад характера" славян приобретает особенную особость. И здесь, может быть, к месту будет вспомнить о "загадочной славянской душе", хотя книга совсем не об этом, а всего лишь популярное изложение работы "Праславянская письменность" (результаты дешифровки). Однако за словом и его смыслом всегда стоит нечто большее, то, что будит в каждом из нас не один только научный интерес, но и дает священное право славянину любить все славянское, и это столь же естественно, как любить своих родителей.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКЛЮЧЕНИЮ

"СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЗНАКОВ ПРАСЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ".

Таблица является основным результатом проделанной работы, ее реальным выражением. Пользуясь таблицей, каждый из нас теперь сможет продолжить чтение многочисленных этрусских, критских и протоиндийских надписей и надписей, исполненных письмом типа "черт и резов", понять и освоить громадный материал по древнейшей истории славян, в силу различных причин не освещенный современной наукой.

В таблице нашли свое место свыше 140 различных знаков, обозначающих 128 слогов праславянской письменности, и звучание подавляющего их большинства, повторюсь еще раз, подкреплено чтением текстов (лист 42).

А теперь несколько слов о фонетической системе праславянского языка - языка, на котором исполнены "праславянские" надписи.

Состав гласных:

гласные переднего ряда - [и], [е], [t], [ь], [u]
-"- непереднего ряда - [ы], [о], [а], [ъ], [l], [у]

Знаковых обозначений для звуков [ь ], [ы ], [ъ ] в "праславянской" письменности быть не могло. Для всех остальных гласных в письменности имелись свои знаковые обозначения. Все они установлены. Причем для некоторых гласных (а, и, о, u) установлено по два знаковых обозначения, один из которых отвечает букве кириллицы, а второй - букве глаголицы. Объяснить это явление я не могу.

Система согласных, не отличающаяся от системы согласных праславянского и древнерусского (конца X - начала XI в.) языков, имела тем не менее одну особенность. Здесь не различались некоторые согласные, шумные по способу образования: [к] и [х] (заднеязычные по месту образования); [ц] и [ч] (переднеязычные по месту образования). По крайней мере слоги КА и ХА; КЫ и ХЫ; ЦT и ЧЕ; ЦT и ЧЕ обозначались (каждая пара в отдельности) одним знаком N ; L ; I ; V.

В праславянской письменности имели место несколько слогов без определенного гласного: т.е. один и тот же знак, например H мог читаться как НИ-НЫ, > - как ВЫ-ВИ, J - как ЖЕ-ЖИ, U - как БО-БL, n - как РА-РО.

Существовали в письменности и знаки, обозначающие йотированные гласные: ЙА, ЙЕ, ЙО?, ЙУ, ЙU, ЙL.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

[t] = M - фонема, условно называемая "ять" в кириллической азбуке; свойственна всем древним славянским языкам, но в звуковом отношении в старославянском языке она характеризовалась как широкооткрытое [е], а в древнерусском и праславянском языках как [е] (е закрытое) или [йе] и [йа].

[u][l] - носовые гласные, в кириллической азбуке имели определенные буквенные обозначения: [о] обозначалось буквой ("юс большой"), а [е] - буквой ("юс малый")

[k][y] = [ъ][ь] - сверхкраткие условно называемые в кириллической азбуке "ер" и "ерь".

['а ] - после мягкого согласного.

[й] - среднеязычный сонорный звонкий, мягкий согласный.

* - обозначения праславянских гипотетически восстановленных слов и форм.

В работе принята следующая транскрипция примеров: праславянские условно-восстановленные формы и слова даются в написании латиницей. Старославянские примеры приводятся в написании кириллицей; древнерусские даются русским шрифтом с добавлением при необходимости тех кириллических букв, которых нет теперь в русском алфавите.

Слова и формы древнерусских, древнепольских (?) и праславянских текстов, дешифровке которых посвящена настоящая работа, даются русским шрифтом.

Сайт создан в системе uCoz