kladina.narod.ru
Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. Выдержки.

 

Стр. 48 – 50

Остров есть Крит...

Об острове Крит, "людьми изобильном", где "разные слышатся языки" в "девяноста великих городах", повествует Гомер в XIX песне "Одиссеи". Еще более древние греческие мифы рассказывают о том, что отцом первых царей Крита был владыка богов, хозяин Олимпа великий Зевс. Приняв облик прекрасного мощного быка, он похитил дочь финикийского царя красавицу Европу и, переплыв море, доставил ее на своей спине на остров Крит, где и сделал своей женой, Дети Зевса и Европы – Минос, Сарпедон и Радамант – стали правителями Крита.

Не только мифы, но и труды античных авторов, таких, как Геродот, Диодор, Аристотель, Платон, Фукидид, говорят о правлении царя Миноса на Крите. Древние авторы изображают Миноса мудрым и дальновидным правителем, строившим города и дворцы, издавшим первые писанные законы. Здесь; согласно легендам, творил великий мастер Дедал, ставший учителем античных скульпторов, художников и умельцев. По приказу Миноса Дедал воздвиг в столице Крита, городе Кноссе, удивительное сооружение – Лабиринт где обитал Минотавр ("бык Миноса") – чудовище с бычьей головой и телом человека, питавшееся человечьим мясом.

Минотавр жил в центре Лабиринта. Человек, попавший в Лабиринт, либо погибал от голода и жажды, заблудившись в его ходах, либо становился жертвой чудовища. Каждые девять лет, повествует легенда, семь прекраснейших девушек и семь сильнейших юношей покидали родные Афины и плыли на Крит, чтобы стать там жертвой ужасного Минотавра. Это продолжалось до тех пор, пока Тесей не избавил мир от чудовища, убив его в поединке.

Раскопки Шлимана блестяще доказали, что в античных мифах и преданиях можно отыскать рациональное зерно. "Шлиманом Крита" стал выдающийся английский археолог Артур Эванс. Его отец был знатоком и собирателем различных древностей, и он с детства увлекся трудами античных авторов. Неудивительно, что Эванс решил посвятить свою жизнь изучению прошлого. Он стал хранителем музея в Оксфорде, но это было лишь началом его научной деятельности. В музей попала редкая печать, подарок одного англичанина, путешествовавшего по Греции. Эванс приехал в Афины, где обнаружил еще несколько подобного же рода печатей, покрытых изображениями фантастических существ и непонятными знаками. Все владельцы печатей единогласно утверждали, что добыли их на острове Крит. Сюда-то и направился Эванс. И с той поры вся его долгая жизнь (а прожил он 92 года) была связана с Критом.

Сначала он собрал множество предметов, относящихся к эпохе воспетого Гомером царства Миноса. Древние печати и геммы, за которыми он охотился, были любимыми украшениями и амулетами крестьян и крестьянок, живущих на Крите. Эванс понимал, что необходимо заняться раскопками, они дадут гораздо больше, чем случайные находки на острове. В марте 1900 года он начал раскопки древней столицы Крита – города Кносс... и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса!

Руины этого монументального сооружения, имевшего несколько этажей, и сегодня поражают великолепием своей архитектуры. Дворец состоял из большого числа помещений, выбраться из которых, не зная дороги, как из огромной ловушки, было нелегко – отсюда и родилась легенда о лабиринте. Гигантский дворец царей Кносса был главным центром могучей Критской державы, средоточием ее административной, хозяйственной, художественной и политической жизни. Площадь дворца-лабиринта равна 16 тысячам квадратных метpoв – недаром же для описания его Эвансу понадобилось четыре объемистых тома.

Во дворец вела широкая каменная лестница, по бокам ее располагались колонны своеобразной и очень красивой формы: они расширяются не книзу, а кверху. Во дворце имелись тронный зал, парадные помещения, комнаты для отдыха, бассейны, хозяйственные помещения и водопровод, первый в Европе. Стены украшали изумительные по мастерству исполнения фрески, воскрешающие картины жизни и быта подданных царя Миноса – своеобразное окно в удивительный мир, исчезнувший более трех тысяч лет назад. Имелись в Лабиринте и кладовые, где хранились когда-то зерно, оливковое масло, вино. Огромные сосуды, пифосы, достигали роста человека. Найденные при раскопках дворца вазы, кубки, чаши из камня, металла, глины были не просто предметами домашнего обихода: их украшали великолепные красочные росписи. Большое внимание уделялось и самой форме сосуда: вазы, как правило, делались в форме цветка на стебле, чаши имели вид раскрытых бутонов. Неподалеку от Лабиринта располагались монументальные гробницы владык Крита, а также жилища знати, которые в миниатюре повторяют царский дворец, подобно тому, как египетская знать стремилась повторить пирамиды фараонов.

И еще в то время, как велись раскопки на Крите и готовилась к публикации монография Эванса в четырех томах, посвященная их итогам, возник вопрос: а не открыл ли Эванс на Крите ту самую культуру атлантов, о которой писал Платон? Ведь черты сходства критской цивилизации и той, которую описывал Платон, несомненны.

Талассократия, тавромахия, теократия

Древнейшие цивилизации планеты – египесткая, месопотамская, протоиндийская – родились в долинах великих рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда. Цивилизация Крита, названная в честь легендарного царя Миноса минойской, возникла на острове. И главное ее отличие от трех древнейших цивилизаций мира (а так же от древнекитайской, родившейся в долине великой реки Хуанхэ) – это то, что она была не земледельческой, а морской державой.
<…>
Крит поддерживал тесные контакты с Египтом (Кефтиу – Крит – очень часто упоминается в египетских папирусах), с Двуречьем (на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры), а может быть, и с третьей великой цивилизацией Востока, протоиндийской.
<…>
Цивилизацию Крита отличала еще одна характерная черта – культ священного быка. Тавромахия, бой с быком, как известно, и по сей день популярна в Испании и Латинской Америке.
<…>


Стр. 90-93

"Язвы египетские" или потопы

Академик Авраам Сергеевич Норов в своих "Исследованиях об Атлантиде", цитируя многие арабские и древнегреческие источники, ссылается и на труд арабского географа ибн Якута, в котором приводились сведения по истории Северной Африки и Египта: "По истечении рода фараонов царями Египта были дети Далуки. Из них особенно замечательны Дарокут бен Малтес и Раметрах. Эти два царя были одарены умом проницательным, необыкновенною телесною силой и притом обладали большими познаниями в магии. Когда греки вторглись в их владения, египетские цари, вознамерившись избегнуть их владычества, предприняли соединить Западный океан с морем Средиземным. При исполнении этого предприятия море потопило многие обитаемые земли и могущественные царства и пролилось даже на Сирию и Грецию".

Царствовал Дарокут, согласно арабскому географу, за четыреста лет до Навуходоносора, упоминающегося в Библии (и, как показали раскопки Вавилона, лица вполне реального, жившего примерно за 1020 лет до н. э.). Поэтому вторжение океана, предполагал Норов, должно было произойти около 1450 года до н. э. И, задавался далее вопросом Норов, "таковое наводнение не совпадает ли с потопом Девкалиона, который обыкновенно относят к 1520 г. до Р. X.?" (то есть к 1520 году до н. э.).

Датировка академика Норова с удивительной точностью совпадает с датой катастрофического извержения вулкана Санторин. Потоп же Девкалиона, о котором говорят античные, мифы, по мнению многих современных исследователей, – это отголосок гибели Стронгиле, сопровождавшейся нашествием волн-цунами. Другие ученые связывают санторинскую катастрофу с потопом, произошедшим в правление царя Беотии Огигеса.

"Многие античные авторы,- пишет Н. Ф. Жиров в книге "Атлантида", – утверждают о всеобщности этого потопа и сообщают некоторые интересные подробности. Так, по легенде, передаваемой в разных вариантах Филокором и Евсевием, после Огигесова потопа Аттика была необитаема от 190 до 270 лет. Римский же писатель Варрон (116-27 гг. до н. э.) сообщал, что во время этого потопа планета Венера изменила свой цвет, величину и форму, в течение девяти месяцев царила ночь, и в это же время действовали все вулканы Эгейского моря."

По мнению советского геолога И. А. Резанова, сведения, содержащиеся в мифах и сказаниях об Огигесовом потопо напоминают извержение Санторина: во время потопа действовали все вулканы Эгейского моря; пепловая туча надолго превратила день в ночь; Аттика могла стать необитаемой из-за того, что ее поля и луга покрыл вулканический пепел, а "указанием на то, что в мифе об этом потопе идет речь о минойском извержении Санторина, служит одновременность наступления волн Эгейского моря, вулканических извержений и пеплопада".

Греческий археолог Ангелос Галанопулос полагает, что мифы об Огигесовом и Девкалионовом потопах, видимо, повествуют об одном и том же событии, и событие это – катастрофический взрыв Санторина-Стронгиле. Вот что пишут Галанопулос и его соавтор Э. Бэкон в книге "Атлантида.

За легендой – истина": "По данным А. Стажеритеса, Девкалион родился в 1573 году до нашей эры и вступил на престол в 1541 году до нашей эры, в то время как Девкалионов потоп произошел в 1529 году до нашей эры. Великовский отмечает, что по свидетельству Сета Кальвиция, Девкалионов потоп был в 1516 году до нашей эры, однако Кристофер Гельвеции утверждает, что это случилось в 1511 годо до нашей эры.

Таким образом, многие источники указывают, что Девкалионов потоп произошел в то же самое время, когда взорвался Санторин и возникшие в результате этого гигантские цунами опустошили берега Восточного Средиземноморья". Галанопулос и Бэкон отмечают совпадение по времени этого события с исходом плененных израильтян из Египта, о котором повествует Библия. Чудесное совпадение беглецов и гибель преследовавшего их войска фараона Галанопулос и Бэкон также пытаются объяснить вполне реальными причинами, порожденными санторинской катастрофой.

"И пошли сыны Израилевы среди моря яо суше; и воды же были им стеною по правую и по левую сторону", повествует стих 22-й главы 14-й библейского "Исхода". Цунами, как правило, предшествует мощный отлив морских вод, обнажающих обширные пространства. (Так, во время извержения 1650 года на Санторине перед нашествием цунами море отхлынуло, обнажив развалины древних городов возле юго-восточного побережья Тиры.) Современные исследователи Библии полагают, что израильтяне пересекали "посуху" не Красное море, а "Море тростников" – пресноводную лагуну или озеро к востоку от дельты Нила. "Если принять эту точку зрения и если исход израильтян из Египта действительно произошел во время Девкалионова потопа, гибель египетской армии вполне можно объяснить одним из побочных последствий цунами, вызванных провалом центральной части Санторина, – пишут Галанопулос и Бэкон.- После взрыва в центре Санторина образовалась огромная кальдера, море устремилось в нее, чтобы заполнить гигантскую котловину, нынешнюю бухту Тиры, и воды отхлынули от берегов Восточного Средиземноморья. Когда воды отступили, коса, отделявшая лагуну от моря, естественно расширилась, "щель" на какое-то время перестала существовать, и лагуна оказалась полностью изолированной от моря. Очевидно, воспользовавшись этим, израильтяне смогли переправиться через лагуну, вернее, пройти по внезапно образовавшемуся перешейку."

А вслед за тем на преследователей-египтян обрушилась гигантская волна-цунами, обычно приходящая через десять – тридцать минут после того, как отхлынувшее море обнажает дно. "Погнались египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его", – говорится об этом в Библии, – и нашли свою погибель в волнах-цунами.

Правда, такая трактовка библейских событий вызывает сильные сомнения. Тем более, что в стихе, предшествующем стиху 22-му, который говорит о "сынах Израилевых", идущих среди моря по суше, прямо сказано: "Гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды". То есть не отлив, предшествующий цунами, а работа сильного ветра была причиной превращения "моря в сушу". Точно так же перемена направления ветра могла привести к штормовому нагону вод, которые уничтожили войско фараона.

Зато в другом источнике, восходящем к глубокой древности, мы находим упоминание об огромных волнах, обрушившихся на берега Восточного Средиземноморья, – и это, по всей видимости, были цунами, порожденные провалом в центральной части Санторина-Стронгиле. Источник этот – глиняные таблички, покрытые клиновидными знаками письменности Угарита. Открытие легендарного города Угарит было сделано в 20-х годах нашего века. Житель захолустной сирийской деревушки Рас-Шамра совершенно случайно обнаружил подземный склеп. Узнав об этом, археологи начали раскопки, приведшие к открытию древнего прославленного города Угарита и, главное, богатейшего письменного архива. Среди текстов этого клинописного архива есть один, повествующий о нашествии гигантской волны на побережье Сирии, которая нанесла неисчислимые бедствия и самому городу Угарит. Вероятней всего, это была волна-цунами, пришедшая от Санторина. Исходу израильтян из Египта предшествовали "десять язв египетских", посланные Яхве, причем девятой из них названа" "тьма египетская", длившаяся три дня. Общеизвестно, что после извержения вулкана в атмосферу попадает огромное количество пепла, а после крупных катастроф "тьмою" становится день (вспомним, что пепел вулкана Тамбора превращал "день в ночь" на протяжении трех суток). Taк что в библейском сказании о "тьме египетской" нет ничего сверхъестественного. Один из крупнейших микенологов мира профессор Дж. Беннет не так давно высказал мнение, что и остальные девять "язв египетских" являются следствием взрыва Стронгиле: это и "вода, превращенная в кровь", и "грозы и град", и "тучи мух", и "нарывы и гнойники", и "моровая язва", и "вши на людях и на животных" и т. д. Так это или не так, покажут будущие исследований.

Однако несомненно, что санторинская катастрофа должна была отразиться – пусть сквозь призму мифа и фантазии – в преданиях и мифах древних греков, сначала ахейцев, а затем "классических" эллинов.

Крит фигурировал во многих античных мифах и легендах. Миф о царе Миносе и Минотавре, как показали раскопки, отражал реальные события: зависимость ахейской Греции от Крита, а затем победу эллинов над великой морской державой. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит. Более реалистично отображает ее античный миф о Тале, или Талосе, медном великане, подаренном Зевсом своему сыну Миносу для охраны острова Крит. Трижды в день обходил Талое остров, швыряя огромные камни в чужеземцев, решивших приблизиться к его берегам. Если же они все-таки осмеливались высадиться на берег, Талое прыгал в огонь, докрасна раскалял свое медное тело и губил чужеземцев в своих объятиях; и только аргонавтам благодаря волшебнице Медее удалось умертвить великана.

Некоторые исследователи возводят античный миф об огнедышащем чудовище Тифоне и фрагменты из "Войны титанов" Гесиода к "рассказу оставшихся в живых свидетелей катастрофы", постигшей Крит и Санторин. Но здесь мы также находимся на зыбкой почве догадок и предположений. Зато в описании Атлантиды и ее гибели, данном Платоном, можно увидеть четкие параллели в событиях, происходивших на острове Санторин и Крите в середине II тысячелетия до н. э.


Стр. 100-103

Кем были вы, "народы моря"?

"Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет... В союзниках объединены были среди них прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш. Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: "Преуспеют наши замыслы"..." Так говорит одна из египетских хроник, начертанная на стенах храма Meдинет-Хабу, повествующая о нашествии "народов моря".

Кеде – это Кицуватна, страна в Малой Азии, в горах Килийского Тавра (впоследствии провинция Катаония). Каркемиш – столица Хеттского государства, могучей державы Хатти, соперницы Египта и Вавилона. Арцава – это союз rocyдарств лувийцев (народа, родственного хеттам), бывший то вассалом, то союзником, то врагом державы Хатти и располагавшийся на западе Малой Азии. Аласия – это остров Кипр, страна Амурру – нынешняя Сирия. Все это расшифровать нетрудно. Но вот прочтение названий "народов моря", сокрушивших державу хеттов и ряд других государств восточного Средиземноморья и едва не покоривших Египет, требует, особого подхода.

Дело в том, что в письменах египтян не передавались гласные звуки, и узнать, какие именно народы скрываются за набором согласных звуков вроде прст, чкр и т. п., не так-то уж легко. Тем более, что есть и восточный, малоазиатский вариант этих народов, и западный, средиземноморский. Возьмем, например, название шкрш. Это могут быть и сикулы, древние жители Сицилии, от которых остров получил свое название, и жители области Сагаласс в Малой Азии. Египетские источники упоминают народ шрдн. Однако это могут быть как сарды, жители острова Сардиния, так и сарды, обитатели малоазийского царства Лидия. В египетских текстах есть народ трш. Безусловно, под ним подразумеваются предки этрусков – тирсены. Но, они могли двигаться на Египет как с запада, со стороны Апеннинского полуострова, так и с востока, со стороны Малой Азии (ибо, согласно показаниям ряда античных авторов, прародиной этрусков была не Италия, а Малая Азия).

И к счастью, не только египетские хроники, но и другие письменные источники говорят о "народах моря": это архивы хеттских царей и Библия. Надписи Мединет-Хабу упоминают народ прст. Библия говорит о филистимлянах, захвативших приморскую полосу Южной Сирии, которая получила наименование Палестина, сохранившееся с тех пор по сей день. Филистимляне и есть народ прет. Библия говорит о нем как о могущественном народе, ведущем постоянные войны. Филистимляне "сорок лет" властвовали над народом израильским. Есть в Библии и указание на место, откуда пришли филистимляне в Палестину.

"Не я ли вывел народ Израиля из земли египетской и филистимлян из Кафтора?" – говорит Иегова. Кафтором же древние иудеи именовали остров Крит. Знаменательно, что и на таинственном диске из Феста самый частый знак изображает голову воина в уборе из перьев (воиы точно в таких же шлемах запечатлены на египетских фресках, изображающих битву с "народами моря").

О филистимлянах в Палестине говорят не только древние тексты. Археологи нашли в земле Палестины образцы керамики, принесенной сюда филистимлянами. Она резко отличалась от керамики более древних жителей этой земли, но была идентична керамике острова Кипр, культура которого испытывала сильное влияние минойского Крита, и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднемикенскому времени.

В библейской "Книге Иеремии" говорится о приходе филистимлян с Крита. Южные филистимляне именуются "крэти" филистимлянские наемники в Израиле носят название "крэти" и "плэти", во второй "Книге Самуила" речь идет о "керефеях и фелефеях". Все это указывает на то, что филистимляне пришли в Палестину с запада, со стороны Кипра и Крита. Видимо, тем же путем шли и другие "народы моря". Тем более, что наступали они на Египет в союзе с ливийцами, чьи земли также находились к западу от долины Нила.

Многие исследователи; связывают филистимлян с пеласгами, народом, который, согласно античной традиции, предшествовал как "классическим" эллинам, так и грекам-ахейцам на материковой Элладе и вообще в Эгеиде. Геродот сообщает, что ранее Эллада именовалась Пеласгией – страной пеласгов. Другой знаменитый историк античности Фукидид в первой книге своей "Истории" пишет: "По-видимому, страна, именуемая ныне Элладой, прочно заселена не с давних пор. Раньше происходили в ней переселения, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким-либо другим, всякий раз более многочисленным народом". И сама страна Эллада, "вся, как таковая, не носила еще этого имени... названия ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги".

В "Одиссее" Гомера говорится о том, что наряду с другими народами на Крите есть и "племя пеласгов, в городе Кноссе живущих". А в "Илиаде" пеласги называются в числе союзников троянцев. По всей видимости, Троянская война, которая легла позднее в основу гомеровского эпоса, была одним из эпизодов великого движения народов с запада на восток, крушения древних государств и кровопролитных войн, происходивших в XIII – XII веках до и. э. Греки-ахейцы сокрушают Трою, гибнет Хеттское царство, дорийцы захватывают и подвергают разгрому Крит, с огромным трудом отражает египетский фараон Рамзес III натиск "народов моря", по владения египтян в Сирии и Палестине навсегда для них потеряны. В хеттских архивах упоминается царство Ахайава, почти равновеликое державе хеттов. До сих пор историки не пришли к единодушному решению о том, что же именно подразумевалось хеттами под Ахайавой: то ли Микенское царство, то ли подчиненный ахейцами Крит, то ли остров Родосу то ли царство на западе Малой Азии, то ли захваченная; ахейцами Троя. Но Ахайава также пала под ударами пришельцев и, подобно державе хеттов, исчезла с исторической арены более 3000 лет назад.

Что послужило причиной великого движения племен и народов с запада на восток? Из истории Древнего мира и феодального средневековья мы знаем, что движения в обратном направлении с востока на запад, по великому поясу степей Евразии, протянувшемуся от Черного до Желтого моря, зачастую вызывались изменениями климата. Обильные дожди, поившие степь, сменялись засухами, что приводило в движение кочевые племена и народы. Быть может, движению "народов моря" тоже дало толчок стихийное бедствие, только не засуха, а тектонические процессы – вулканическая активность, опускание, блоков земной коры в результате землетрясений и т. п.?

Острова, родина "народов моря", сообщают египетские хроники Мединет-Хабу, подвергались землетрясениям, города их гибли, леса "были объяты пламенем, и они имели перед собой моря пламени". Гибель родных земель заставила "народы моря" двинуться на восток и вторгнуться во владения фараонов. Причем "народы моря", передвигавшиеся на судах, вступили в союз с предками нынешних берберов, кочевниками-ливийцами, страна которых также была "объята пламенем". Египтянам удалось отразить натиск с суши и с моря, о чем торжественно повествуют победные реляции Рамзеса III... Не об этих ли "записях египетских жрецов" и говорится в "Диалогах" Платона?

Некоторые исследователи, например известный французский атлантолог (по убеждениям) и океанолог (по своей прямой специальности) Рене Малез, полагают, что последние остатки Атлантиды ушли на дно морское не 12 тысяч лет назад, а за 1200 лет до н. э. и "народы моря" были атлантами, наступавшими с запада на восток, воевавшими с греками и египтянами – в полном соответствии с рассказом Платона. Еще в XVIII столетии швед Рудбек, ничего не ведая о хрониках Мединет-Хабу, определил дату гибели Атлантиды 1226 годом до н. э. Он исходил из того, что "годом" жрецы Египта называли лунный месяц, так как пользовались лунным календарем. Такой же пересчет солнечных годов на лунные месяцы сделал и немецкий атлантолог Юрген Шпанут в середине нашего века. Согласно Шпануту, Атлантида находилась в Северном море. Ее гибель была связана с целой серией катастроф, произошедших в конце XIII века до н. э. Это был катастрофический взрыв Санторина в Эгейском море, извержения Этны на острове Сицилия и Геклы в Исландии, а также других вулканов в различных точках Европы и Азии. Огромный метеорит (или астероид) упал в районе устья реки Эдер, впадающей в Северное море возле гирлянды Северофризских островов, что и послужило причиной гибели Атлантиды и толчком к началу вулканической деятельности. Спасаясь рт гибели, атланты совершили дальний рейд и вторглись в .Египет, приведя в движение многие народы Средиземноморья, Нa фресках Мединет-Хабу, запечатлевших битву египтян с ,,народами моря" в устье Нила, по мнению Шпанута, запечатлены пришельцы из Северного моря, о чем говорят головные уборы с перьями, круглые щиты и характерная форма судов противников египтян.

Однако, как мы уже неоднократно говорили, нет никаких оснований принимать на веру "точные" цифры и даты, приводимые Платоном, а затем подгонять под них реальные данные…
<…>


Стр. 128-131

"Атлантида Испании" – Тартессида?

В Библии неоднократно упоминается загадочный богатый Таршиш. Сюда направляет свои суда царь Соломон – и всякий раз они возвращаются с грузом золота" и серебра. "Таршиш – торговец твой из множества всякого богатства серебро, железо, олово и свинец дает тебе во владение свое," – говорит библейский пророк Иезикиил, обращаясь к финикийскому городу Тиру. На корабль, идущий в далекий Таршиш, садится пророк Иона. Суда для дальних плаваний, называемые "таршишские корабли", у финикийцев появились уже во второй половине II тысячелетия до н. э., и до нас дошло изображение такого "таршишского корабля".

Где находился Таршиш? И что он собой представлял – город, государство, страну? Немецкий ученый В. Гезениус в своем "Тезаурусе Ветхого Завета", вышедшем в Лейпциге в 1840 году, доказал, что библейский Таршиш – это то же, что Тартесс античных авторов – город, держава и река, расположенные далеко на западе, на юге Испании. Сведения же о Тартессе, приводимые этими авторами, порой фантастичны, порой реалистичны. Здесь, на далеком Западе, на краю света, совершал свои подвиги Геракл, здесь же он воздвиг для обозначения "пределов мира" свои знаменитые "Столпы" Для знаменитого поэта Анакреонта Тартесс был символом богатства и изобилия, подобно "рогу изобилия" Амалфеи – козы, воспитавшей Зевса. Поэт Стесихор говорил, что струи реки Тартесс несут серебро.

В отличие от мифов и поэтических произведений, в трудах античных историков и географов приводятся весьма точные данные о Тартессе. Так, например, Геродот в своей "Истории" сообщает о плавании грека Колея родом с острова Самос, корабль которого был отнесен бурей далеко на запад. "Ветер не унимался: так что они прошли Геракловы Столпы и прибыли по указанию божества в Тартесс, – пишет Геродот. – В то время этот торговый пункт был еще не тронут никем, благодаря чему самосцы по возвращению назад извлекли такую прибыль от продажи товаров, как никто из эллинов."

Вслед за Колеем в Тартесс направилась экспедиция из Фокеи, греческого города на побережье Малой Азии. Фокейцев дружелюбно принял тартессийский царь Аргантоний, который, по словам Геродота, правил в течение шестидесяти лет. Фокейцы устанавливают дружеские отношения с Тартессом, основывают у границ этого государства и на его территории свои колонии и заключают с тартессийцами союз против финикийцев, стремившихся установить гегемонию своего флота в Средиземноморье, особенно в западной его части. В течение нескольких веков идет кровопролитная, война на море и на суше между тартессийцами, карфагенянами, этрусками, фокейцами, финикийцами, опорным пунктом которых становится город-крепость Гадир на юго-западе Испании (нынешний порт Кадис), сицилийскими греками и другими народами Средиземноморья. Перипетии этой боробы за господство на море нам неизвестны. Но завершается она тем, что, захватив Гадир, карфагеняне блокируют Гибралтарский пролив и, стало быть, выход чужеземных судов в Атлантику. Вслед за тем приходит в упадок и Тартессийская держава. И лишь в Библии да у античных авторов говорится о загадочном Тартессе, или Таршише, символе богатства и изобилия.

Правоту Гомера и преданий о Троянской войне подтвердили открытия Генриха Шлимана. Правоту мифов эллинов о державе Миноса на острове Крит подтвердил Артур Эванс. "Шлиманом Тартесса" стал немецкий археолог Адольф Шультен, посвятивший почти всю свою долгую жизнь (а жил он с 1870 по 1960 год!) археологии и истории древней Испании. Тартессийская держава, согласно сведениям античных авторов, находилась на юге Испании. Границами ее служили река Анас на западе (нынешняя Гвадиана) и река Теодор на северо-востоке (нынешняя Сегура). Одно время в состав Тартессийского государства входила и южная часть современной Португалии. И на территории бывшей державы тартессийцев Шультен открыл следы самобытной цивилизации: богатейшие захоронения, полные золотых и серебряных изделий редкой красоты, рудники и мастерские, где обрабатывали руды, получая драгоценные металлы. Легенды не лгали: страна Тартесс была необычайно богата золотом, и в особенности серебром, а также медью, железом, свинцом.

Тартессийцы, как показали раскопки, вели торговлю со многими землями Средиземноморья: Балеарскими островами, Сардинией, Сицилией, северо-западными районами Африки. Плавали они в водах Атлантики, достигая полуострова Бретань и, возможно, берегов южной Англии. Потомками тартессийцев Страбон называет турдетан, жителей южной Испании; он считает их самыми образованными изо всех племен И народов, населяющих Пиренейский полуостров. Турдетаны, по словам Страбона, "пользуются грамматикой, они записи старинных дел имеют и поэмы", причем письменные источники восходят ко временам, отдаленным от Страбона на 6000 лет (то есть на 8000 лет от наших дней). На территории Тартес-сийской державы действительно были найдены надписи, высеченные на камне, процарапанные на металле. Расшифровать эти тексты, написанные оригинальной системой письма, пока что никому не удалось. Мы не знаем, на каком языке говорили тартессийцы, были ли они родственны другим племенам, населявшим Испанию в древности,- иберам, кельтам, кельтирерам и т. д.

Могущественная держава на далеком западе, "за Столпами Геракла", обильная золотом и серебром, имеющая письменность, ведущая торговлю с далекими странами, ведущая войны за гегемонию на море, а затем сошедшая с исторической сцены... Не послужила ли реальная Тартессийская держава прообразом Атлантиды, описанной Платоном? Эту мысль высказал "Шлиман Тартесса" – Адольф Шультен, и его поддержал крупнейший историк географических открытий Рихард Хенниг. В 1929 году в Лондоне вышла работа английской исследовательницы Е. М. Уишау "Атлантида в Андалузии, исследование народной памяти". По мнению Уишау, добыча металлов на территории Андалузии началась раньше, чем где бы то ни было в мире, – 8000, а то и 10 тысяч лет назад. Искусные гидротехнические сооружения, найденные на юге Испании, она считает еще более древними – по ее мнению, они созданы 12 тысяч лет назад. К этой же эпохе Уишау относит найденные на юге Пиренейского полуострова монументальные сооружения – и связывает время их создания с датировкой гибели Атлантиды, приводимой Платоном.

Но, как вы, видимо, убедились сами, "точные цифры" Платона символичны, а отнюдь не точны. Датировки же, приводимые Уишау, явно завышены. Если же всерьез говорить об "испанской Атлантиде", то речь здесь может идти только лишь о Тартессе и поисках "рационального зерна", лежащего в основе легенды об Атлантиде. "Все авторы, греческие и римские, если они говорят о местонахождении Тартесса, то помещают его в Испании, – пишет советский историк Ю. Б. Циркин. – И лишь в одном смысле можно говорить о связи Тартесса с Атлантидой: если в основе платоновского мифа лежат какие-то реальные воспоминания о могущественной державе Запада, то этой державой, по-видимому, мог быть только Тартесс."

На наш взгляд, к этому высказыванию историка надо добавить своего рода геолого-океанологическое приложение. Дело в том, что столица Тартессийской державы, носившая название Тартесс, и по сей день не найдена. Страбон, Павсаний, Авиен – авторы, которые наиболее полно рассказали о тартессийцах, – единодушно заявляют, что столица Тартесс находилась в устье реки Бетис, нынешнего Гвадалквивира. Однако все попытки обнаружить этот город оказались безуспешными. Вместо руин величественного города-порта, Шультен обнаружил в устье Гвадалквивира лишь остатки рыбацкого поселения эпохи владычества Рима и золотое кольцо с надписью на греческом языке. Не привели к успеху и раскопки в других районах, где некогда обитали тартессийцы. И, весьма возможно, столица Тартессийской державы находится ныне на дне, опустившись в результате сильного землетрясения на дно Кадисского залива. Ибо район этот находится в зоне сейсмической активности – достаточно вспомнить лишь Лиссабонское землетрясение 1755 года, после которого превратились в руины все двадцать тысяч домов португальской столицы, ушел под воду массивный причал и изменилась конфигурация берегов Португалии. Не поглотила ли катастрофа, еще более страшная, столицу Тартесса, стоявшую в устье реки Гвадалквивир (Бетис) (именуемой также "рекой Тартесс" некоторыми античными авторами)?

Или же, как предполагает советский атлантолог Н. Ф. Жиров, Тартесс искали "там, где его никогда не было"? На самом деле, считает Жиров, это был остров, еще в VI веке до н. э. существовавший в виде незначительного остатка более обширной земли.

Очевидно, что нужны дальнейшие подводно-археологические исследования, как на дне Кадисского залива, так и на дне других заливов, омывающих берега Испании и Португалии.

Сайт создан в системе uCoz