kladina.narod.ru
Норция. Проблемы истории древнейших классовых обществ европейского Средиземноморья. В. 1. Воронеж, 1971. Стр. 84-95.

В. Ф. КУЗНЕЦОВ

ВООРУЖЕНИЕ ЭТРУСКОВ

Военная организация и вооружение этрусков является составной и неотъемлемой частью общей проблемы этрусского государства. Вооруженные отряды составляли часть аппарата насилия, формировавшегося в ходе классовой борьбы1. Военные реформы, осуществленные в этрусских городах и городах, находившихся под властью этрусков, способствовали важным изменениям в составе гражданства этих городов и их социальной структуре2. Знание военного дела позволяет понять причины и характер этрусской талассократии и распространение этрусского влияния на Апеннинском полуострове. Наконец, изучение военного дела этрусков проливает свет на формирование военной организации италийских народностей: латинян, самнитов, римлян.

Несмотря на бесспорную важность и значимость вопросов, связанных с военной организацией этрусков, они не нашли должного освещения в отечественной и зарубежной науке. Это в какой-то мере объясняется скудостью и противоречивостью сведений греческих и римских писателен об оружии этрусков, их воинских подразделениях, стратегических и тактических приемах ведения боя. Отсутствие серьезного интереса к военному делу этрусков в исследованиях зарубежных ученых связано с ошибочными методологическими установками. Господство теории «романоцентризма» в науке XIX в. отодвигало на задний план изучение истории других племен и народностей древней Италии. Складывалось представление об этрусках как изнеженных сибаритствующих горожанах, проводивших свой досуг в пирах и весельях. По мнению Моммзена, «этруски были и менее способны и менее склонны к военному делу, чем римляне и сабеллы»3.

«Нордическая теория происхождения этрусков, впервые выдвинутая Б. Нибуром4, привела к неправильной интерпретации археологических памятников (в том числе и предметов вооружения) культуры Террамар и Вилланова. Немецкий исследователь В. Гельбиг связывал появление железных изделий в Италии с переселением северного народа, принесшего культуру, сходную с Гальштатской5. Тем самым принижалась роль этрусской металлургии в распространении продуктов ремесленного производства среди италийских народов.

Гиперкритический подход к событиям раннеримской истории отрицательно сказался на исследованиях, посвященных истории военного искусства6. В классическом труде Г. Дельбрюка по истории военного искусства об этрусках совсем не упоминается7. Содержание военной реформы Сервия Туллия он относит ко II в. до н. э., а конницу времен римских царей и ранней республики отождествляет со средневековым рыцарством8. Литературную традицию в изложении истории военного дела римлян Дельбрюк считает достоверной лишь со времени «Второй Пунической войны, так как только с этого периода мы имеем действительно достоверную и наглядную картину хода сражений и своеобразного характера римской тактики»9. Подобная картина наблюдается в работах Эд. Мейера и Кромайера-Вейча10, причем первоначальное построение римской армии отождествляется с греческой фалангой11.

В новейших этрускологических исследованиях вооружению этрусков, несмотря на обилие археологического материала, отводится незначительное место12. В публикациях и отчетах об археологических раскопках и статьях, посвященных интерпретации отдельных памятников этрусского искусства, содержатся сведения об отдельных видах оружия, его датировке и технологии изготовления.

Литературная традиция греков и римлян сохранила некоторые сведения об оружии этрусков, их военной организации, заимствовании римлянами отдельных видов вооружения и т. п. Больше всего подобных свидетельств содержится у Ливия, Дионисия Галикарнасского, Диодора Сицилийского, Вергилия, Плутарха. Их дополняют отдельные упоминания Плиния Старшего, Афинея, Силия Италика, Флора, Исидора Севильского, комментатора Вергилия Сервия и др. Впервые эти сведения были собраны К. О. Мюллером, который пытался по-своему их комментировать13. Сведения античных авторов, дополненные данными археологии, содержатся и в работе А. Соляри14.

Вооружение этрусков подразделяется на оборонительное и наступательное. Обилие памятников материальной культуры свидетельствует о хорошей защите этрусских воинов. Главным оборонительным оружием является щит. Мы не знаем его этрусского названия, так же как и названий других видов вооружения. Среди этрусских слов, поддающихся интерпретации, нет таких, которые бы относились к военной терминологии15.

Диодор (ХХIII, 3) сообщает, что римляне, имевшие четырехугольные щиты, переняли у этрусков круглые щиты 'ασπιδεσ, в результате чего этруски стали терпеть поражения. Эти ασπιδεσ соответствуют римским clipeum, которые по конституции Сервия Туллия имели воины первого класса (Liv., I, 43, 2). Дионисий Галикарнасский (IV, 16) называет ασπιδεσ арголидскими. Об этом же говорят Павсаний (II, 25, 6) и Плиний Старший (N h , VII, 57, 9).

Появление щитов на Апеннинском полуострове относят к 1225 — 1125 гг. до н э (согласно классификации О. Монтелиуса16 — V период бронзового века в Италии) Миниатюрные щиты этой эпохи не имеют ничего общего с этрусскими. Ранние экземпляры этрусских круглых щитов восходят к VIII в. до н. э.17 Форма щита — конический диск, украшенный ориентализирующим орнаментом, что говорит о малоазийском влиянии. Ареал распространения — Средняя Италия: Пренесте, Цере18, Тарквинии19, Ветулония20 и др. Щиты изготовлялись из тонкой листовой бронзы с богатыми украшениями. Диаметр — 0,5 — 1 м. В мотивах орнаментики прослеживается единая школа. В центре обычно находится звездный узор, а остальная площадь разделена концентрическими кругами. Внутри круга наносился рельеф, который постоянно повторяется. Преобладают круги, штрихи, розетки, листья, изображения зверей и домашних животных.

Назначение подобных щитов не совсем ясно. В. Гельбиг полагает, что они предназначались не для военных целей, а являлись вотивными дарами или составной частью погребального инвентаря21.

Археологические данные, этрусская скульптура и живопись позволяют говорить о другой форме круглого щита — выпуклой, сферической. Время появления такой формы щита неизвестно. Отдельные находки датируются VII — VI вв. до н. э. Круглый щит из Бомарцо имеет диаметр 82 см, щит из могилы «Воина» (Вольцы) — 125 см22. Кроме верхнего покрытия (облицовки) из листовой бронзы толщиной 1,2 мм конструкция щита включает также деревянную прокладку, к которой сверху приклеивалась кожа. Прокладка изготовлялась из древесины тополя или других мягких пород. Об этом сообщает Плиний Старший (N. h., XVI, 78 (209). Толщина ее — 2 см на периферии и 1,5 см в центре. Дерево, бронзовый лист и кожа крепились по краям с помощью бронзовых гвоздей. Во внутренней части щита также гвоздями крепилась бронзовая или кожаная ручка. Ременная рукоять щита 'οχανον, характерная для Карии (Dion., I, 21), нередко изображается на этрусских памятниках.

Следует отметить, что круглые щиты подобной конструкции греческого происхождения23. Отдельные экземпляры найдены в Олимпии24, Олинфе25, Пергаме26. Греческие писатели называют их арголидскими ασπιδεσ27. Наряду с четырехугольными щитами σαиος термин ασπιδεσ встречается уже в гомеровских поэмах28. Это свидетельствует о древнейшем происхождении ασπιδεσ и о заимствовании его этрусками.

Доспехи воина из tomba di Settecammmi (Орвьето, IV—II вв. до и. э.) указывают на длительное сохранение круглой формы щита у этрусков. Утверждение Соляри о том, что под воздействием экзотики круглый щит трансформировался в овальный, звучит не совсем убедительно29. Оно построено на неправильном толковании известной ситулы из Чертозы. На верхнем ярусе ситулы изображено войско на марше. Впереди идут воины с овальными щитами и колоколовидными шлемами. За ними следуют воины с четырехугольными щитами, закругленными на углах, и в шлемах типа каски с оперением. Судя по типу шлема, воины, идущие сзади, более похожи на этрусков, нежели передние. Это говорит о наличии другой формы щита — четырехугольной, но не овальной30.

Голова этрусского воина защищалась шлемом. На терригории Этрурии встречаются четыре типа шлемов. В период культуры Вилланова широкое распространение получили бронзовые шлемы с высоко поднятым гребнем, украшенные геометрическим орнаментом. Чаще всего такие шлемы находят в погребениях. Они, как правило, служили крышками оссуариев. Широко представлены в могилах Бизенцио, Капедимонте (около Болоньи), Тарквиний, Цере, Вей, Кьюси и др.

В начале VII в. до н. э. в Северной Италии н Этрурии появляются бронзовые шлемы в виде шляпы. Форма их кругла, с горизонтальными широкими полями, в которых имеются отверстия для крепления подкладки с помощью гвоздей31. Для крепления украшений некоторые шлемы имеют два выступа. Наблюдается большое сходство этих шлемов с гальштатскими32. Подтверждением может служить шлем из коллекции Цшиле33. Он был найден в Маради (Этрурия).

Модификация простого шлема-шляпы VII в. до н. э. привела к образованию желоба между головой шлема и полями выступающего валика на темени. В качестве примера можно назвать два этрусских шлема, посвященных тираном Сиракуз Гиероном Зевсу в святилище Олимпии (Dion., VII, 3). Посвятительная надпись сообщает, что они взяты в качестве трофея в результате победы греков над этрусками в морском сражении при Кумах34. Сходную форму имеют два шлема из коллекции Цшиле35. В них также по краям расположены отверстия для крепления подкладки. С правой и левой стороны шлема на 2 см выше желоба находится рисунок, напоминающий капли воды. Аналогичные украшения содержат шлемы позднегальштатского периода36.

Поля шлемов из коллекции Цшиле в отличие от полей шлемов-шляп короче, но в несколько раз толще. Голова округлая, колоколовидной формы. Кверху шлем, изготовленный из цельного куска, слегка уменьшается в диаметре, приобретая конусовидную форму. Отдельный экземпляры имеют в центральльной части головы утолщение (гребень), к которому прикреплялся султан37. Такие шлемы, по-видимому, принадлежали этрусской аристократии. В большинстве случаев шлемы подобной формы выполнялись без украшений и служили надежной защитой простых воинов. Основной район распространения — Северная и Средняя Италия, Кампания.

С VIII в. до н. э. в Этрурии появляется коринфский шлем. Ранний архаический тип имеет лишь прорез для глаз. Со временем шлем приобретает новую, более удобную форму— появляется разрез для рта, задняя часть становится длинней, надежно прикрывая шею, верхняя часть головы получает очертания слабо выраженного конуса и украшается богатым оперением. Шлемы этого типа, но без разреза для рта, великолепно иллюстрируют роспись чернофигурных ваз, найденных в некрополе Цере38. Диаметр головы шлема из могилы Porcareccia (Ветулоння) несколько больше его нижней части39. Отдельные находки сохранили остатки украшений.

Классической формой этрусского бронзового шлема все же следует признать шлем типа остроконечной каски с широкими двусторонними клапанами, прикрывавшими щеки. Вероятно, этот шлем — cassis Исидор Севильский считал изобретением этрусков (Orig., XVIII, 14). Сходные формы шлема характерны для Крита и Микен конца II тысячелетия до н. э. Несколько шлемов VII—VI вв. до н. э. найдено в могилах Ветулонии и более 100 поздних экземпляров — в кладовых крепости Ветулонии40. Изображения шлемов с клапанами обнаружены в «Гробнице рельефов» в Цере41, в tomba di Settecammini (Орвьето)42.

К защитным доспехам этрусского воина кроме щита и шлема относятся поножи и панцирь. Поножи, как правило, изготовлялись из бронзы. Сохранилось много скульптурных изображений, на которых, за редким исключением, наличие поножей в экипировке воина обязательно, причем у этрусков они встречаются чаще, чем у греков43.

Однако основным прикрытием воина-этруска являлся панцирь. Конструкция панциря сложная и во многом напоминает броню ахейцев времени Троянской войны. Доспехи состояли из нагрудного панциря θωραξ, изготовлявшегося из кожи, льна, а позднее и бронзы. Θωραξ представлял собой рубашку-безрукавку, которая прикрывала корпус воина чуть ниже пояса. Под панцирь одевался широкий металлический пояс μιτρη, служивший дополнительной защитой живота44, а также защитный передник ζωμα или ζωμα из кожи или войлока, прикрывавший тело до колен45. Для прочности ζωμα покрывали металлическими пластинками. И, наконец, одевался бронзовый пояс ζωστη46, закрывавший нижнюю часть ζωμα и верхнюю часть θωραξ, защищавший брюшную часть и паховую область тела воина.

Верхние и нижние края поясов, найденных при раскопках, в середине, как правило, имеют утолщения. Передняя часть украшена геометрическим орнаментом: листьями, кругами, пальметками, фигурками животных и др. Важнейшие места находок на территории Этрурии и Северной Италии: Популония47, Тарквиния48, Фалерии49, Капепа50, Мантуя51, Есте52, Болонья53. Сходный экземпляр обнаружен на Эвбее54. Некоторые ученые полагают, что такие пояса составляли часть женского туалета55. Однако с этим нельзя согласиться. Большинство могил, в которых найдены подобные пояса, содержат различное оружие: мечи, кинжалы, наконечники копий и т. п.56 Сравнивая археологические находки с изображениями на погребальных стелах, урнах, вазах, рельефах и др., можно предположить, что бронзовые пояса являются либо μιτρη, либо ζωστηρ, потому что ζωνη, изготовлявшиеся из кожи или войлока, не сохранились.

То же самое произошло с нагрудным льняным панцирем θωραξ. Остатки его сохранились лишь в одной из могил Тарквиний (VI в. до н. э.)57. Литературная традиция сохранила сведения об употреблении этрусками льняных панцирей. Царь Вей Ларс Толумний, побежденный в поединке римским военным трибуном Коссом, носил льняные доспехи (Liv., IV, 20, 7). Они хранились в храме Юпитера Феретрия еще во времена Августа. О крепости этрусского льна, нить которого нельзя было разрезать ножом, сообщает Плиний Старший (N.h. XIX, 11). Нагрудный панцирь сверху прикрывался коваными (круглыми или четырехугольными) пластинками. Для защиты от рубящего удара меча на каждое плечо воина накладывалась пластина шириной 10—15 см. Панцири V—VI вв. изготовлялись из бронзы: или из одного куска, или из отдельных частей путем соединения59.

Оружие нападения этрусков весьма разнообразно по видам, в соответствии с различными тактическими и стратегическими приемами ведения ближнего и дальнего боя, Главное место среди наступательного оружия занимает копье. Данные археологии и античные авторы свидетельствуют о различных типах копий, бывших на вооружении в этрусской армии. Подразделения тяжеловооруженных воинов сражались с длинными копьями (hasta), легковооруженные — поражали врага дротиками (греческое название λονχζ, римское — lancea), короткими копьями (pilum), пиками σαννια)60.

Отряды солдат, вооруженных копьями, очевидно, составляли ядро и основную ударную силу этрусского войска. Копья имели деревянные древки около двух метров длины. Их железные или бронзовые наконечники с длинными втулками были различной формы. Нижний конец древка обычно оканчивался железным или бронзовым острием (вток). Копья, сохранившиеся полностью, находят очень редко. Как правило, древко не сохраняется. Вследствие этого предметом исследования могут быть лишь наконечники копий и древка. Чаще всего в Этрурии, особенно в ранний период, употреблялись листовидные острия, похожие на лист оливы, реже — четырехгранные61.

Наконечники в форме двудольного листа изображены на стелах Авла Тита из Волатерр и Ларта Нения из Фьезолы62, бронзовой скульптуре из Марцаботто63, рельефе из Орвьето64. В могиле «Воина» (Тарквинии, VIII—VII вв. до н. э.) найден бронзовый листообразный наконечник длиной 20 см, с конической втулкой, которая сохранила внутри остатки деревянного древка65. Наступательное оружие из Ветулонии (бронзовое и железное из tomba a pozzo) эпохи Вилланова (750— 700 гг. до н. э.) содержит кроме наконечника три втока (острия). Один из них четырехгранный, пирамидальной формы, к концу заострен. Остальные круглые. Толстый конец имеет углубления, в которых сохранились остатки обмотки из тесьмы, вероятно, для того, чтобы копье не скользило в руках66. В могиле a fossa (Руселлы, IX в. до н. э.) найден бронзовый наконечник с удлиненным ромбовидным острием. Втулка восьмигранная, коническая, украшена концентрическими кругами и сегментами, расположенными под прямым углом67.

Согласно Дионисию Галикарнасскому (I, 21; ср.: IX, 21), длинные копья этрусков из Фалерий были сходны с древнегреческими. Такими же копьями hasta были вооружены воины первого класса по конституции Сервия Туллия (Liv., I, 43,2).

Широкое распространение длинных копий говорит о бесспорном наличии у этрусков тяжеловооруженной пехоты. Трудно согласиться с мнением А. Соляри, который утверждает, что копье в этрусской армии использовалось лишь в качестве метательного оружия68.

Применение копья для дальнего боя засвидетельствовано литературными источниками. Плиний Старший подчеркивает, что копья легковооруженных воинов — велитов изобрели этруски (N. h., VII, 56(57), 201). Исидор Севильский полагает, что само название велитов этрусского происхождения (Orig., XVIII, 57). Легкие копья снабжались железными наконечниками стреловидной формы, которые и у римлян назывались pilum. Одна из стенных росписей «Могилы Франсуа» в Вольцах изображает воинов с такими копьями69. Наряду с дротиками и короткими пиками этрускам приписывают изобретение стрелы и пращи (Dion., IX, 19; Vergil., Aen., X, 168; Silius, VIII, 493).

Кроме различных типов копий широкое распространение в этрусской армии получили мечи. Отдельные некрополи раннего периода (IX—VIII в. до н. э.) содержат бронзовые мечи, которые предназначались для нанесения колющего удара. Они имеют острый клинок, длина которого 70—80 см70. Подобные мечи обнаружены при раскопках на Крите и в Микенах71.

В VIII в. до н. э. на территории Этрурии появляются короткие мечи72. Лезвие (клинок) и гриф (рукоятка) изготовлялись из одного, цельного куска. Форма клинка листообразная, плечи закруглены. Гриф утолщен в середине, а конец сделан в виде полумесяца или сегмента. Часть плеча клинка и рукоять покрывались деревом или костью с помощью заклепок. В центральной части клинка проходит ребро, по обеим сторонам которого процарапаны линии параллельно контуру клинка. Ножны украшены геометрическим узором. Общая длинна меча 40—50 см. Большинство найденных экземпляров изготовлялось из железа и лишь некоторые из бронзы. Возможно, этот меч, римское название которого balteus, Варрон называет этрусским73.

Важнейшими местами находок в Этрурии являются: Taрквинии, Вейи, Вольцы, Ветулония, Популония. Чаще всего мест встречается в Тарквиниях, Ветулонии и Популонии74. В Умбрии мечи обнаружены в Терни, Лациуме — южнее Рима (Caracupa), а также в Кампании (Кумы). Позднее этрусский тип меча появляется в Северной Италии, что свидетельствует о длительном этрусском влиянии75. Особенно сходны северо-италийские мечи с древнейшими экземплярами из Тарквиний76.

В вопросе происхождения этой формы меча среди исследователей нет единого мнения. Вместе с тем сходство с урартскими мечами и изображениями на позднехеттских барельефах говорит о восточном влиянии77.

Мы рассмотрели некоторые аспекты проблемы вооружения этрусков. В отдельных видах оружия отчетливо прослеживается влияние Гальштатской культуры, особенно в Северной Италии. Вместе с тем данные археологии и литературной традиции свидетельствуют о наличии в этрусском оружии восточных корней (урартских, хеттских), а также греческих. Это еще раз подтверждает точку зрения большинства исследователей в восточном происхождении этрусков и тесных связях культур Средиземноморья в первой половине I тысячелетия до н. э.
_______________________________

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т. 21, стр. 109; В. И. Л е н и н, Полн. собр. соч., т. 33, стр. 10.

2 А. И. Н е м и р о в с к и й, К вопросу о времени и значении цетуриатной реформы Сервия Туллия, ВДИ, 1959, № 2, стр. 153 сл.

3 Т. М о м м з е н. История Рима. т. I. M., 1936. стр. 120

4 В. G. N i b u h r, Romische Geschichte, т. I, изд. 3, Berlin,. 1873, стр. 315 сл. В первом издании своего труда Нибур считал, что «все в Риме имеет этрусское происхождение», а сам город является этрусской колонией.

5 W. G e l b i g, Die Italiker in der Poebene, Leipzig, 1879. Гипотеза Гильбига нашла поддержку в трудах С. Гзеля (Les fuilles dans la necropole de Vulci, P., 1891), а также в исследованиях Л. Пигорини (La piu antiche civilta dell'Italia, BPI, XXIX, 1903, стр. 189 сл.).

6 Литература XIX в., посвященная военному искусству римлян, в основном отражает события Галльских войн Цезаря или Пунических войн.

7 G. D e l b r u с k, Geschichte der Kriegskunst, т. I, Berlin, 1900; pycrbq перевод: Г. Дельбрюк, История военного искусства, т. I, М., 1936.

8 Г. Дельбрюк, Указ, соч., стр. 222.

9 Там же, стр. 212 сл.

10 Е. М е у е r. Das romische Manipularheer, Berlin, 1923; J. К г о m a yer. G. Veith, Heerwesen und Kriegfuhrung der Griechen und Romer, Munchen, 1928

11 J. К г о m а у e r, G. V e i t h, Указ, соч., стр. 251.

12 О. W. v о n V о с а n о, Die Etrusker in der Welt der Antike, Leipzig 1962, стр. 98—99; M. P a l 1 о t t i n о, Die Etrusker, F. am Main, 1965, стр. 176-177.

13 K. O. M u l l e r, Die Etrusker, т. I—II, Breslau, 1828—1831. Впоследствии В. Дееке дополнил ее данными археологии. См.: К. О. M u 11 е r, W. Dеесke, Die Etrusker, т. I—II. Stuttgart, 1877—1888, стр. 364—371. Эта работа не утратила своего значения и до настоящего времени.

14 A. S о l a r i, Vita publica e privata degli Etruschi, Firenze, 1931, стр. 36—38.

15 A. H e м и р о в с к и й, А. X а р с е к и н, Этруски, Воронеж, 1969, стр. 55—59.

16 О. М о n t е l i u s, Die vorklassische Chronologie Italiens, Stockholm, 1912, стр. 147; Reallexikon der Vorgeschichte von M. Ebert, т. XI, стр. 258.

17 Бронзовый щит из некрополя Бизенцио датируется VII в. до н. э. См: «Mon. Ant. Lincei», XXI, 1912, табл. 436, № 23; A. S о 1 а r i, Указ, соч., стр. 99, табл. VII, 2.

18 G. P i n z a, La tomba Regolini-Galassi e le altre rinvenute al Sorbo in territorio di Ccrveteri, «Romische Mittail.», XXII, 1907, стр. 147.

19 Reallexikon der Vorgeschichte von M. Ebert, т. XI, табл. 74; W. G e 1b i g, Das homerische Epos, Leipzig, 1884, стр. 228, рис. 83.

20 J. F a 1 с h i, Vetulonia e la necropoli antichissima, Firenze, 1891, стр. 118.

21 W G e 1 b i g, Указ, соч., стр. 220, см. также: О. V о с а n о. Указ. соч., стр. 98; М i n t о, I clipei funerari, SE, XXI, стр. 25 сл.

22 A R i e t h. Ein etruskischer Rundschild, «Archeologischer Anzeiger», Brrlin, 1964, стр. 101—109.

23 RE, IIA, col. 424, CM. «Schild».

24 A. F u r t w a n g 1 e r, Bronzefunde in Olimpia, Berlin, 1879, стр. 79; E. К u n z e, Olimpiabencht, V, Berlin, 1964, стр. 64.

25 М. Robinson, Excavations at Olyntos, т. X, Baltimore, 1952, стр. 443 сл.

26 A. V. S z a 1 у, Е. В о е r i n g e r, Die hellenistische Arsenale, Berlin, 1937.

27 Dion., IV, 16; Paus., 11, 25, 6.

28 II, III, 347, 356; V, 300; Vll, 250; XI, 61, 434; XII, 294; XIII, 157, 160, 405, 803; XVII, 7, 67; XX, 274; XVII, 581; XXIII, 818.

29 A. S o 1 а r i, Указ, соч., стр. 37.

30 М. Р a 1 l о t t i n o, Die Etrusker, F. am Main, 1965, стр. 177.

31 A. R i e t h. Указ, соч., стр. 101; R e i n e с k e, Der Negauer Helrfund, «Bericht der Romisch-Germanischen Komission», 1942, № 32, стр. 162 сл.

32 F. Morton, Zwei hallstattische Kopfbedeckungen, «Germania» 1942, № 26, стр. 115 ел.

33 E. H о f f m a n n, Bronzehelme der Sammlung Zschile, «Jahrbuch der Museum fur Volkerkunde zu Leipzig», т. XVIII, Berlin, 1961, табл. ХХIX, рис. 3.

34 О. V о с a n о, Указ, соч., стр.123, рис. 35.

35 E. Hoffmann, Указ, соч., табл, XXIV, рис. 4.

36 Н. М и l l е r-К а r р e, Ein Helm der Negauer Form aus Oberkrei «Germania», 1951, № 19, табл. 2, рис. 1.

37 Reallexikon der Vorgeschichte von M. Ebcrt, т. V, табл. 89С.

38 Ann. dell Inst. di Correspondenza Archeol., 1963, табл. Е; см. также W. Ge 1 b i g, Указ, соч., стр. 207, рис. 73.

39 A. S о l а r i, Указ, соч., табл. IX, рис. 15.

40 J. F а l с h i, Указ, соч., стр. 122, 171, табл. IX, 23; XIII, 18; XV, 17 Z. Р е r n i е r, — «Ausonia», IX, 1909, стр. 15.

41 R. A. F а l l, Etruria and Rome, Cambridge, 1924, стр. 24.

42 A. S о l a r i. Указ, соч., табл. IX, 18.

43 Там же.

44 Hom., I1, IV, 137.

45 Hom., I1, II, 479; XI, 234.

46 Hom., I1, IV, 132, 135, 213, 215; V, 539, 615; VI, 219; VII, 305; X, 7 XI, 236; XII, 189; XVII, 519, 578; XX, 414.

47 N. A b e r g, Bronzezeitliche und fruheisenzeitlichen Chronologie, т. I Stockholm, 1930, стр. 71.

48 N. A b e r g, Указ, соч., стр. 74, 77; W. G e 1 b i g, Указ, соч., стр. 69, рис. 69.

49 N. A b e r g, Указ, соч., стр. 85.

50 Т а м же, стр. 83.

51 BPI, т. VII, стр. 194.

52 W. G e l b i g, Указ, соч., стр. 200, рис. 68; N. A b е г g, Указ. соч., стр. 190.

53 В r i z i о, — «Monumenti dell prov. di Bologna», т. II, стр. 11; N. A b e r g, Указ, соч., стр. 159.

54 W G e l b i g, Указ, соч., стр. 199, рис. 67.

55Ghirardini, — «Not. degli scavi», т. X, 1882, стр. 159.

56 W G e l b i g, Указ, соч., стр. 200—201, прим. 5.

57 Monuments dell Inst., т. Х, табл. X.

58 О применении льна для военных целей см.: А. Н е м и р о в с к и й, А Харсекин, Указ, соч., стр. 73—79.

59 A S о l a r i, Указ, соч., табл. IX. 18.

60 Plin., VII. 51; Dion.. Hal., IX. 21.

61 W. G e l b i g, Указ, соч., стр 245, прим. 2.

62 Marta, L'art etrusque, P., 1889, стр 368, рис. 254—255; см. также Р. B a r g e l l i n i, Die Kunst der Etrusker, Hamburg, 1969, стр, 85.

63 J. M a r t а. Указ, соч., стр. 511, рис. 346.

64 Там же, стр 213, рис. 114

65 L. Р е r n i е r, — «Not. degli scavi». 1907, стр. 80, рис. 8; А. Т а l l о с-c h i n i. SE. XVIII, стр. 273.

66 J. F a l с h i, — «Not degli scavi», 1887, стр. 519; A. S о l а r i, Указ. соч., табл IX. 14

67 L'eta del ferro nella Etruria Marittima, Grosseto, 1969, VII, 2.

68 A. S о l а r i, Указ, соч., стр. 37.

69 J. Mart а, Указ, соч., стр. 516.

70 В. И. Модестов, Введение в римскую историю, СПб., 1902, табл. XXXII, 1-2

71 N. A b e r g, Указ, соч., стр. 8, рис. 1,3.

72 Мечи изучены гораздо лучше, чем остальное оружие этрусков. Наиболее значительная литература о типах мечей: J. Naue, Die vorromische Schwerter, Muncher, 1903, стр. 10-12; A. Akerstrom, Die Geometrische Stil in Italien, Lund, 1942, стр. 106-108, 120-123; J. Szilagyi, Zur Frage der fruheisenzeitlichen Beziehungenzwischen Italien und der Vorderen Orient, «Acta Antiqua», т. VII, 1959, стр. 69—82.

73 Ср.: L у d, De mag., II, 13.

74 J. S z i l a g у i, Указ, соч., стр. 70.

75 Североиталийские мечи отличаются только грифом, который изготовлялся в виде антенны, что характерно для Гальштатской культуры, См.: N. A b e r g, Указ, соч., рис. 468, 535, 577.

76 SE, т. VII, стр. 11 сл.

77 Е. A k u r g a l, Spathethitischen Kunst, Ankara, 1949.

Сайт создан в системе uCoz