kladina.narod.ru
Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000 г.

ЧАСТЬ III
ОСНОВНОЙ КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ ЭТРУСКОВ

МИФ СОТВОРЕНИЯ

РЕИНКАРНАЦИЯ ДУШИ

МАСКИ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ ДУШИ

УРОВНИ ЗАГРОБНОГО МИРА У ЭТРУСКОВ

 

Для понимания народа и его мировоззрения надо осознать, во что он верит и к чему стремится. Не исключение в этом общем правиле и этруски. Их называли загадочными еще древние греки и римляне, и все потому, что современники не удосуживались понять саму логику этрусского мышления и их мифов, так похожих на греческие мифы, но все же совсем других и по духу, и по содержанию. Чтобы лучше понять этрусков, попробуем реконструировать их основные мифологические представления. Проследим этапы создания мира у этрусков. Наша реконструкция базируется на основе сопоставления большого количества разрозненных данных, а также на логике построения мифа в различных культурах. Ход самой реконструкции приводен в тексте работы.

МИФ СОТВОРЕНИЯ

В Начале Начал существовало первозданное Море и богиня этого Моря, породившая весь Мир. Такое представление имеет место и в шумеро-аккадской космогонии, по многим признакам очень близкой к этрусской. Последовательность рождения этрусских богов и поколений этих богов можно проследить по этапам создания Мира.

В Начале была Бездна, подобная бурлящему морю - Первоокеану. В ней зародилось желание, и она породила первых богов. Роль богини Бездны могла играть богиня Мания и близкие к ней персонажи, например древнейший бог Подземного мира Мант - мужская ипостась Мании.

На первом этапе создания Мира были созданы - вышли из Бездны - Небо и Земля и не были они разделены между собой. Бог Ани/Янус-четырехликий первородный бог отделил Небо от Земли и разделившись на мужскую и женскую ипостаси, породил бога времени, бога смены эпох Вольтумны/Вертумна. Женская ипостась Януса получила имя Кулсу или Яна, а сам он взял одно из имен - Кулсан, что означает: тот, кто охраняет пути и границы, все входы и выходы, тот, кто не дает Бездне поглотить Мир. Янус, если пользоваться научной терминологией, - бог Пространства, бог того, где находится все сущее. Рождение им бога Вольтумна - бога перемен и эпох, бога Времени - это возникновение временно-пространственного континуума во Вселенной. Тогда же родилась богиня любви и жизненной силы - богиня Туран или, по-римски, Помона, которая и стала женой Вольтумны.

Богиня Мания породила бога Велханса. От своего сына Велханса она родила бога подземного разрушительного огня Какуса и его сестру Каку, ставшую богиней благодатного огня. Велханс - царь центра земли, бог подземной природы; он царь вулканов и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить его и получить отсрочку наказания можно только путем принесения в жертву мальчика. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день 1 мая. (В день 1 мая, по средневековым поверьям, видимо, дошедшим до нас через Древний Рим от этрусков, был максимальный разгул нечистой и хтонической силы.)

Бог Вольтумна породил от богини любви Туран бога Сатре - бога Небесной долины и мирового порядка. (По имени и функциям бога Сатре можно соотнести со славянским богом Стри или Стрибогом.) Янус/Ани передал ему власть над Миром.

Женой Сатре стала богиня Опс. От них произошло второе поколение богов. Сатре и Опс породили громовника Тина и богиню земли и ее жизненных сил Уни. Хтонический Велханс родил хтонического бога плодородия Майуса, который и стал первым мужем богини Уни, покровительницы царской власти, родовых общин и их земель. Уни - древнейшая богиня земли и плодородия, имеющая другое италийское имя - Церера. Они породили великого подземного бога Аплу/Аполлона и его сестру богиню Аритими. Аплу/Аполлон охранял посевы, людей, скот, был связан с Подземным миром и его водами. Он - душа солнца в его пути по Подземному миру. Он лечит и насылает болезни. Аритими, или в одной из ипостасей - богиня луны Тиур, связана с природой, женской магией, с культом девичьих мистерий и независимости. Мы допускаем, что Аритими и Менрва - одна богиня, рожденная от Тина.

Впоследствии Уни стала женой бога Тина, который олицетворял Небо или, другими словами, был светом дня. Тин породил из своей головы, как мысль об упорядочивании земли и создании рода людей, - древнейшую богиню-Мать, создательницу людей Менрву. Она была связана с возрождением природы и реинкарнацией души, была покровительницей искусств и ремесла, Царица Подземного мира, жена Аита, под именем Персефона/Ферсифай (древнейшее ее имя - Ферония). Как проводник души известна как Лаза Млакуч, она - мать Лазов, которые сохраняли обычаи, были покровителями родов и порядка. Менрва стала женой хтонического бога Херкле, который показал путь перерождения душ. Он сделал души бессмертными, а сам был усыновлен богиней Уни и принят в число небесных богов.

Отношения богов между собой и их приблизительную родословную мы подробно приводим в схеме в конце книги. Перейдем к рассмотрению следующих этапов творения Вселенной.

На втором этапе творения Мира хтонический бог-кузнец Велханс по просьбе Тина сковал небосвод.

На третьем этапе были созданы воды земные, моря и реки, появился Загробный мир. Появились морские хтонические боги: Нефунс, Сциллы, Сирены. Появились боги Загробного мира: Ферсифай/Менрва, Аита, Ванф, Хару, Тухулка и др.

На четвертом этапе творения были выкованы Велхансом великие светила: солнца, луны и звезды. Появились боги: Тезан, Нюкс, Усил, Каве, олицетворяющие эти небесные светила.

На пятом этапе произошло создание всех душ птиц и змей и четвероногих в воздухе, на земле и на небе.

Шестой этап - этап создания людей богиней Менрвой и указания пути перерождения души. Появились боги: Турмс, Геркле, Дит, Таг, Вегойя. Остальные боги пантеона связаные с законом, различной деятельностью людей и плодородием, следовательно, относятся к позднему поколению богов.

РЕИНКАРНАЦИЯ ДУШИ

То, что дали миру Геркле и Менрва, - пути возрождения и реинкарнации основной личностной души умершего в божество, стало основой мировоззрения этрусков. Мы уже неоднократно останавливались на этом вопросе, но, исходя из его важности, подведем итоги исследования.

Рассмотрим этапы посмертного путешествия личностной души человека и ее перерождения в Загробном мире с позиций анализа сказки, данного В.Я. Проппом.

Исходя из роли Первоокеана в загробной жизни этрусков; дальнейшей необходимостью преобразования мужской души через порождающее женское начало, проходящее этапы сакрального брака и борьбы с богиней, а затем с физическим преобразованием мужской души в женское божество; можно сделать следующие выводы о строении этрусской концепции посмертного существования основной личностной души человека.

1. Сама смерть является причиной посмертного путешествия, которое происходит с помощью проводников в Загробный мир и помощников. Проводниками являются кони и различные демоны. Помощники души умершего: птицы, собаки, Гении, Сциллы, "косатые", прежде умершие родственники и специально умерщвленные для этой цели слуги и сопровождающие. Специальное умерщвление совершалось в различных погребальных играх - прототипах гладиаторских боев в Риме.

Переход в иной мир часто символизировался прыжком в воду, нырянием, водоплавающими птицами, которые указывали на растворение в женской водной Первоматерии и возрождение через ее бессмертные, внесущностные свойства.

2. Душа должна преодолеть ряд препятствий или сразиться с хтоническими персонажами, такими, как Медузы, Сциллы, существа напоминающие греческого Тифона, адские псы и т.д. Элемент суда души выражен в неявном виде - это девятеричный и двенадцатеричные советы Тина, а также всевозможные "пишущие демоны", имеющие списки прижизненных дел умершего. В силу того, что Мироздание поделено на 40 частей (40 частей модели печени из Пьяченцы), путешествие души по аналогии с мифами и сказками различных народов, должно проходить по территориям различных божеств. Из этого следует, что испытания души могут варьироваться по характеру того мифологического персонажа, на территории которого пребывает душа. Для сокращения пути души и облегчения преодоления препятствий ей и придаются помощники и сопровождающие. Такие сопровождающие и помощники аналогичны сказочным волшебным помощникам, выделенным В.Я. Проппом.

3. После преодоления ряда препятствий происходит встреча и борьба души с богиней, как в случае борьбы Геркле и Млакуч/ Менрвы, которая может преображаться в различных животных (змея, бык, дракон) и явления (огонь, вода). Борьба, как и предыдущее преодоление препятствий, может по аналогии с другими мифологическими системами олицетворять искупление грехов, овладение своими чувствами и своим "Я", очищение, кроме того, она является предпосылкой к получению награды.

4. В случае победы над женским божеством с ним совершается сакральный брак, затем происходит пир, сидение на троне, получение напитка бессмертия. После сакрального брака, которым завершается и большинство волшебных сказок, и воцарения героя, происходит его перевоплощение в женщину. Такое перевоплощение указывает на первичность женского начала в этрусской мифологии и космогонии.

В этрусских погребениях часто встречаются изображения мужчин, возлежащих за трапезой преображения с "брачным" венком на голове. Данные изображения представляли акт сакральной свадьбы с женским божеством и питием душой напитка бессмертия. Сакральный брак с богиней символизировал объединение в некую единую сущность с бессмертным женским началом, а дальнейшее преобразование в женщину было изживанием душой всего смертного - мужского. Мужское является смертным по отношению к женскому, потому, что вторично по отношению к бессмертной и внесушностной Первоматерии. Поэтому на надгробиях, изображающих перерождение мужчины в женщину, символически изображалось Море как Первоматерия. Душа превращаясь в женщину как бы сама порождала свое новое бессмертное тело. В этрусских гробницах нередки изображения женщин, сидящих на троне с младенцем на руках, олицетворяющих сам акт царственного возрождения к новой жизни мужского начала - женским. Подобные изображения встречаются и на этрусских погребальных зеркалах. К такому же приему и для выражения той же идеи обновления души прибегают в христианской традиции, изображая Богоматерь с младенцем Христом на руках.

5. Преображение души умершего начинается с головы, то есть преображается сама сущность человека. Временное место пристанища праха и личностной сущности погребенного - погребальные сосуды, имеющие изображение головы умершего, которая, как считали этруски, и сохраняла его личность. Позднее роль такого сосуда стали выполнять саркофаги со скульптурным изображением умершего на крышке.

Изображение усыновления Геркле богиней Уни указывает на дальнейшее существование души как усыновленной Небом.

Кроме основной личностной души, как указывалось ранее, по представлениям этрусков человек имел еще две души.

Основная личностная душа человека находилась в его голове. Вторая эмоциональная душа, связанная с Подземным миром находилась в печени. Она связывала человека с велениями мироздания и передавала их через эмоции и чувства низшего порядка. После смерти человека он должен был освободиться от этой эмоциональной "низменной" души. Преодоления препятствий и испытаний Загробного мира связано с таким освобождением. Сама эмоциональная душа или должна была раствориться в первичной Протоматерии близкой ей потому, что и сама эмоциональная душа и Протоматерия были связаны с неуправляемой стихией природных сил, или стать одним из существ Подземного мира, олицетворяющих те или иные природные силы.

Третьей душой человека, видимо, мыслилась душа, находящаяся в сердце и аорте. Она не несла личностных черт человека, а могла пониматься как родовая душа, связанная с определенной местностью и семьей-фамилией. Для более полного понимания этрусских воззрений на пути преображения душ человека обратимся к этрусскому культу посмертных масок.

МАСКИ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ ДУШИ

Рассмотрим вопросы, связанные с последним этапом преображения личностной души. Существуют указания на превращения душ умерших в богов и полубогов и даже на специальную вспомогательную магию такого преображения. К подобной магии можно отнести терракотовые маски с изображениями Менад, Сатиров, Силенов, развешиваемые по стенам этрусских погребений в III-II вв. до н.э. Больше всего таких масок производилось в Вейях и Тарквиниях, городах, расположенных в Тоскане, где и встречается большинство подобных масок. Эти маски могли олицетворять тех низших богов, в которых предстояло перевоплотиться душам умерших. Существующее предположение об охранной роли таких масок во время путешествия души в Загробный мир, видимо, неверно. Маска по своей природе - личина, надевание маски означает смену внешнего вида, а значит, и внутренней сущности. Именно так понималось у этрусков преображение человека в божество во время Триумфа. Поэтому раб, стоявший за спиной триумфатора, и шептал ему: "Ты не бог". Скорее всего, маски Менад, Сатиров и Силенов помогали принять покойному новую форму и, следовательно, новую сущность, тем более, что по воззрениям этрусков, в голове находилась сущностная душа человека.

Кроме этого, известно хранение посмертных масок родственников в семьях этрусков, которые служили для связи с предками и защиты даруемой предками. К погребальным маскам относились, как к живой сущности предка, которая реально может присутствовать и действовать на земле.

Следует отметить тот факт, что изображения Силенов, Менад и Сатиров помещались этрусками под скатом крыши. Дома этрусков олицетворяли собой Космос, и место под крышей - место перехода "на небо", место возрождения в божественной жизни.

Характерно, что архаические виды урн и внутреннее устройство гробниц часто повторяли форму жилища. Мы ранее указывали на тот факт, что жилище мыслилось моделью Вселенной где Небо олицетворяла кровля здания. Под кровлей своих зданий этруски помещали также изображения Фуфлунса/Диониса, как умирающего и возрождающегося божества, что подтверждает нашу гипотезу о том, что маски Менад, Силенов и Сатиров - те божества в которых могли переродиться души этрусков. Дальнейшая помощь этих божеств душам своих потомков и самим потомкам - общее мифологическое представление почти всех народов.

Отметим, что Менады, Сатиры и Силены были связаны с фаллическим культом, который воспринимался этрусками как необходимый культ для продолжения рода. Ранее уже говорилось, что с этим культом связывался родовой Гений. То обстоятельство, что с тем же культом что и Гении, связывались Менады, Сатиры и Силены, указывает на связь Менад, Силенов и Сатиров с культом предков.

На основе предыдущего материала можно сделать следующую реконструкцию окончательных, итоговых преобразований трех душ человека по этрусским верованиям.

Низшая эмоциональная душа или растворялась в Протоматерии Подземного мира, или преображалась в одного из его обитателей, проводящих испытание человеческих душ. Вторая душа связанная с сердцем человека не имела личностных характеристик и являлась своеобразной родовой, фамильной душой. Эта душа могла связываться с Лазами и Ларами, которые покровительствовали местностям, фамилиям и целым городам. Неслучайно с Ларами связан бог Марес, являющийся, по этрусским преданиям одним из предков этрусков. Мифологический герой Эней, который по римским преданиям рассматривался как легендарный предок римского народа, у этрусков имел эпитет "Лар Эней". Сама родовая душа, связанная с сердцем, соотносилась с Небесным миром, так как изображения Ларов часто встречаются в сценах с присутствием небесных богов. Личностные души этрусков, скорее всего, соотносились с полубогами, обитавшими на земле. Такими полубогами являлись Сатиры, Менады, Силены.

Неупокоенные души, не прошедшие испытаний Загробного мира, превращались в ужасных Ларв, которые мучаясь сами, мучили и своих обидчиков.

Рисунок 200
Маска из терракоты (V в. до н.э.)
Рисунок 201
Аттический чернофигурный килик. Изображение эротических сцен с Силенами и Менадами, которые способствовали продолжению рода этрусских семей. 540 г. до н.э.

Представления этрусков, а позже и римлян о посмертной жизни души со временем менялось. Боги подземного мира - Маны, постепенно стали соотноситься с душами умерших предков. Хотя мы полагаем, что по верованиям этрусков, некоторые души после смерти могли превратиться и в Манов.

Данная реконструкция не может претендовать на обсалютную точность, так как мировоззрение этрусков и их взгляды на посмертную жизнь души находились в постоянном развитии и испытывали влияние соседних народов, в первую очередь древних греков.

УРОВНИ ЗАГРОБНОГО МИРА У ЭТРУСКОВ

Мы полагаем, что у этрусков имеется несколько уровней Загробного мира. Первым и самым страшным уровнем Загробного мира, является мир, где происходит растворение души в стихии Первоматерии без возврата. Душу в этом мире ожидает пожирание Медузой или безумие, насланное богиней Манией: это гибель и тела души и ее разума - личности человека. Мании приносили в жертву головы людей - содержащие, по представлениям этрусков, их души. Позднее, уже в Риме, головы заменили головками лука и чеснока. Изображения Мании и Медузы делали на фризах зданий и помешали перед жилищами для оберегания от зла, что сближает и даже приравнивает Манию к Медузе. Подобные изображения чудовища Хумбабы, помещаемые перед дверями для охраны, известны и в Ассирии, и в Вавилоне. Такой обычай сохранился до наших дней, выродившись в помещение каменных "охранительных" львов перед зданиями.

Второй уровень Загробного мира - суровый и страшный мир возмездия - мир богов Аиты и Ферсифай. В нем душу ждут испытания и страшные наказания. Обилие различных чудовищ на фресках этрусских гробниц говорит о том, что этруски детально разработали структуру и виды наказаний этого мира.

Третий уровень Загробного мира - мир Менрвы и Херкле, мир посмертного праздника и веселья, а также помощи душам умерших, мир добрых Манов и Лазов/Ларов, мир богини Менрвы как богини - Матери, мир хтонических богов плодородия. Этот мир и карает, и избавляет. Например, Бог Аллу/Аполлон, составляющий с Менрвой и Херкле триаду богов, может как насылать болезни, так и лечить их.

Четвертый мир, которого может достигнуть душа, - это Небесный мир богов и богинь, а также принятых в их число душ, - мир Уни и Тина.

Многоуровневость Загробного мира подтверждается символикой ряда этрусских памятников. С нашей точки зрения наиболее характерным предметом, отражающим идею о разных уровнях Загробного мира является люстра из Кортоны V в. до н.э.

Рисунок 202
Люстра из Кортоны. Ок. 450 г. до н.э.

Так как данный памятник кажется нам очень важным для понимания этрусской концепции Космоса, приведем его полное описание из книги А.И. Немировского.

"Если смотреть на люстру снизу, обращает на себя внимание ряд концентрических кругов, заполненных рельефными изображениями. Центральное место в глубине люстры занимает голова Горгоны с ее обычной атрибуцией. Горгона замкнута полосой из примыкающих друг к другу треугольников. За ней расположены четыре группы животных. В первой группе лев и грифон нападают на лошадь, во второй пантера и грифон терзают быка, в третьей львица и самка пантеры разрывают оленя, а в четвертой кабан становится жертвой самца пантеры и льва.

Животные отделены от следующей полосы изображений тремя выпуклыми полосками. Над ней по всей поверхности идет полоса переходящих друг в друга завитков. Этот декоративный мотив, обозначающий волны был известен на Кикладских островах уже в III тысячелетии до н.э., на Крите в первой половине II тысячелетия до н.э. Над волнами, на одинаковом расстоянии друг от друга, находятся 8 дельфинов.

Ближе к кромке имеется еще одна полоса изображений с 8 фигурками Силенов, дующих в двойные флейты. Силены бородаты с лошадиными ушами и ногами. Волосы на затылке у них уложены в два ряда завитков, на голове диадема. Между Силенами сидят женские демонические существа, у них птичьи ножки, сложенные хвосты и широко распростертые крылья.

По краю люстры расположены бородатые персонажи, имеющие по паре рожек. Это 16 ахелоев"* [*Немировский А.И. Этруски... С. 176-177.].

"В вертикальном сечении люстра напоминает сужающийся кверху древесный ствол с двумя толстыми корнями и сучками от 4 обрубленных ветвей". Форма люстры совершенно очевидно напоминает мировое дерево, его 4 сучка указывают на 4 стороны света. Наличие 2 корней, как станет ясно ниже, указывает на принцип бинарных оппозиций, в данном случае на мужское и женское начала.

Попробуем расшифровать символические изображения на этом предмете. В отдельности нами уже был рассмотрен каждый из составляющих его символов. Нашей задачей объединить уже имеющееся знание и "прочитать" послание древних этрусков.

Как уже неоднократно говорилось ранее, Медуза у этрусков олицетворяла полную смерть души и тела, их абсолютное растворение в Протоматерии. Уровень Медузы - "самый ужасный круг Ада", откуда нет и не может быть возврата для души. Этот круг обнесен полосой из треугольников. Вспомним, что число 3 у этрусков соотносилось с тремя мирами, составляющими Космос. Круг из треугольников, в таком случае должен символизировать власть богини смерти во всех трех мирах. Но вспомним, что Медуза - одна из ипостасей богини Менрвы, которая властвует на небе, на земле и в Загробном мире.

Во втором круге, соответствующем второму уровню Загробного мира, мы видим четыре группы животных. Вспомним принцип бинарных оппозиций у этрусков, где ставится четкая грань между левым и правым, женским и мужским. Предположим, что две группы терзания животных отображают наказание мужской души, а две - женской. При этом терзаемые животные аллегорически изображают наказываемые души. Тогда мужскими животными, бесспорно являются бык и кабан, а женскими лошадь и олень. Обратимся к символике этих животных. Лошадь, как уже неоднократно говорилось ранее, является проводником и помощником души в Загробном мире. Однако этруски приписывали и женщине подобные функции, о чем говорят многочисленные изображения в гробницах и на саркофагах. Следовательно уничтожение лошади - указывает на потерю женщиной функции возрождения души. Обратимся к символике оленя. Олень и лань были атрибутами покровительницы материнства богини Артемиды/Аритиме. Функция материнства во всех мифологических системах признается основной функцией женщины. Значит, терзание лани-оленя указывает на потерю женской душой второй ее важнейшей функции - функции материнства.

Обратимся к "мужским" животным. Бык в крито-микенской, этрусской и многих других мифологических системах олицетворяет мужскую оплодотворяющую силу и плодородие. Терзание быка - это уничтожение репродуктивных сил души, уничтожение ее способности после перерождения оставлять потомков, а также разрыв связи с родом и семьей, символами которых являлись фаллические символы как обозначение продолжения рода.

Последнее животное - кабан был у греков и других народов Средиземноморья символом мужской силы и мужества, он олицетворял воина. В гомеровском эпосе имеется описание боевого знака "головы кабана" на шлеме воина. Подобный знак встречается также на микенских и древнеримских памятниках. Терзание кабана олицетворяет лишение мужской души ее мужественности.

Рассмотрим две первые группы животных. В каждой из них в группе терзающих жертву находится грифон. Ранее отмечалось, что грифон связывался этрусками с гибелью души человека, потерей ей свойств необходимых для перерождения. Грифон терзает лошадь - т.е. лишает душу женщины ее высших качеств помощница перерождения души, во второй группе грифон терзает быка, лишая его высших функций мужчины - функций производителя.

Кроме грифона среди терзающих животных присутствуют три пантеры и три льва. Отметим, что "мужских" животных терзают две пантеры и один лев, а женских два льва и одна пантера. Интересно еще и то, что мужским символическим животным достается пара самец и самка пантеры, и женским - пара - самец и самка льва. Символика льва связана в большей части с физической смертью тела, а символика пантеры, как животного Диониса/Фуфлунса с мотивом перехода от смерти к жизни, с возрождением. Терзание львом и львицей женской души, видимо, указание на то, что душа женщины не сможет принять новую форму ни в последующей жизни, ни в потомстве, ни во время сакрального брака с мужчиной. Так как женщина сама является символом возрождения, то для нее, существа близкого хтонической стихии, наиболее важен вопрос физической формы. В этом, возможно, одна из причин изображений женской души в Загробном мире с лицом прикрытым краем одежды. Женщина может в близком ей хтоническом мире потерять личностные качества и форму.

Для души мужчины самым важным является процесс посмертного перерождения, которое его душа не может совершить без женщины. Пантеры близки к женской символике, не случайно и сам Дионис/Фуфлунс женственен и его культ изначально поддерживали женщины. Пантеры, олицетворяющие посмертное преображение мужской души, терзая эту душу, отказывают ей в посмертном преображении. Одна пантера уничтожающая женскую душу и один лев, уничтожающий мужскую как бы не оставляют никакой надежды для посмертного существования обреченным душам.

Четыре группы зверей составляют с изображением Медузы как бы единое целое. Они иллюстрируют все ужасы Хтонического мира, причем, символически показывают самые ужасные наказания для грешников. Подобные изображения напоминают изображения мучений души в Аду в христианской церкви. Только у этрусков подобные изображения очень символичны и с выверенной жестокостью указывают на уничтожение самых глубинных, сущностных сторон мужчины и женщины.

Третий уровень подземного мира, изображенный на люстре из Кортоны, содержит несколько этапов, путешествия и перерождения души в мире Смерти. От мира Смерти и возмездия его отделяет изображение Океана, который в соответствии с древнейшими представлениями, например, эллинов не просто огромное водное пространство, а омывающая землю река (Horn. II. XVIII, 607). Как говорилось ранее, изображение дельфинов связывалось с идеей возрождения души и идеей проводничества. Однако, сами дельфины - своего рода олицетворение нижнего уровня, начала этого пути. Но на данном аспекте мы остановимся несколько ниже. То, что дельфинов всего 8 указывает на то, что сама идея возрождения охватывает весь мир, не только направления основных сторон света, но и промежуточные. Такие, как юго-восток, северо-запад и т.д. Изображение 8 дельфинов, исходя из принципа бинарных оппозиций, проявление которого мы видели на предыдущей части изображения, может также быть связано с тем, что 4 дельфина отвечали за 4 стороны света для женских, а 4 для мужских душ.

Следующий этап третьего уровня Загробного мира представляют фигуры 8 Силенов и 8 Сирен. О роли Сирены как проводника души, связанного с символикой сакрального брака, мы говорили ранее, также говорилось о связи Сирен с морской перерожденческой стихией.

Изображение 8 Силенов связано с идеей проводников, так как они на изображении имеют атрибуты проводника в Загробном мире - лошади. У Сильванов имеются ноги и уши лошади. Кроме того, Сильваны на этрусских изображениях частые участники фривольных и даже явно эротических сцен. Поэтому, их изображения также указывает на сакральный брак души в Загробном мире. Бог Сельве связывался с культом Сильванов, и как говорилось ранее, его культ был близок к культу Манов и Ларов, которые у этрусков олицетворяли предков. Следовательно, и само изображение Сильвана могло связываться с культом предков. Повышенная сексуальность данного персонажа корреспондирует к фаллическому культу, который у этрусков также связывался с культом предков, как важнейший элемент представлений о продолжении рода.

Отметим, что Силены могут быть связаны с морской стихией. Из сообщения Феопомпа, которое сохранилось в "Пестрых рассказах" Элиана (FHG I. frg. Theopomp. Ael. V. М. 18), видно, что Силен, беседуя с фригийским царем Мидасом, рассказывает ему о единственном материке, лежащим за Океаном и не связанном с "нашими островами" т. е Европой, Азией и Ливией (Африкой). Знание Силеном заморских стран, а также таинственного материка за Океаном (Америки ?), связывает его с океанской стихией.

Крайне важным является изображение 16 Ахелоев по верхнему краю люстры. Само число 16, соотносится с 16 регионами неба, в которые может переселиться душа после преображения. Символика Ахелоя, как говорилось в соответствующем разделе, связана с идеей сакрального брака и вознаграждения души. Заключительный этап путешествия души в третьем уровне Загробного мира, таким образом связан с идеей посмертного вознаграждения и перерождения, т.е. с миром Менрвы и Геркле.

Идея многоуровневости Загробного мира у этрусков видна и в изображении на урне В. К. III, табл. XVII, 1. Приведем описание данного памятника, взятое нами из А.И. Немировского* [*Немировский А.И. Этруски... С. 178.].

"На урне изображена богиня с двумя распростертыми крыльями, имеющими два глаза. В руках богиня держит меч и факел. Под скрытой нижней половиной туловища богини изображены два дельфина, которые носами опираются в конусообразный предмет, находящийся на яйцах. По обе стороны от этого предмета, под дельфинами, изображены волны".

"...конусообразный предмет строго геометрической формы с каннелюрами (на видимой стороне их 4) менее всего напоминает священный камень. Это верхушка меты - стартового и финишного столба римского цирка, который участники ристалищ огибали 7 раз. В разное время отсчет пройденных колесницами кругов производился с помощью каменных яиц и дельфинчиков" (Dio. Cass., XLIX, 43; Liv., XLI, 27).

Богиня, символически изображенная на урне, скорее всего является хозяйкой Загробного мира Менрвой, в нескольких ипостасях. На ипостась судьи в Загробном мире указывают глаза на крыльях и меч в руке. Глаза - символ божественного всеведения, меч - символ кары. На ипостась проводника в Загробном мире указывает факел в руке богине, которым она освещает путь душам умерших. На функцию проводника указывают и изображения дельфинов. Они опираются в конусообразную мету, которая функционально служила в римском цирке символом начала и конца путешествия (состязания). Следовательно, символика дельфинчиков связана с началом путешествия души, вспомним, что в такое путешествие, отправил в соответствии с легендой, бог Дионис тирренских пиратов, превратив их в дельфинов. Идея возрождения после смерти в новом качестве, отображена в изображениях яиц на этом памятнике.

Можем констатировать, что Загробный мир этрусков имел несколько уровней, каждый из которых нес свое функциональное назначение. Загробным миром владела одна богиня Менрва, но на каждом уровне она представала в одной из своих ипостасей, связанных с функциональными задачами того или иного уровня Загробного мира.

Сайт создан в системе uCoz