kladina.narod.ru
Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000 г.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Предлагаемая читателю книга отражает один из многочисленных интересов молодого российского ученого.

А. Е. Наговицын - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии Образования. Очевидно, Алексей Евгеньевич Наговицын в скором времени приобретет известность в различных сферах нашей культуры.

Признанный исследователь в области педагогической психологии, он более активно развивает область исторической психологии.

Прекрасный эрудит в истории и мифологии, Алексей Евгеньевич погружен в мир народной культуры не только как теоретик, но и как известный народный целитель и организатор традиционных русских обрядов. Искренняя увлеченность и энергия, помноженная на глубокие знания и чувство народной культуры - всё это делает автора данной книги уникальной фигурой в российской культуре.

Одной из сложных, но успешно реализуемых А.Е. Наговицыным сфер деятельности является изучение психологической и смысловой основы звуков человеческой речи. В этой части своих интересов Алексей Евгеньевич получил, пожалуй, наиболее яркие результаты, которые, кстати, были использованы при написании данной книги. Представляет большой интерес то обстоятельство, что при реконструкции обрядов и мистерий древних этрусков Алексей Евгеньевич использовал методы как исторической, так и психологической наук, что позволило ему во многом реконструировать менталитет данной эпохи. Мы можем полагать, что ему удалось раскрыть глубинный смысл основных звуков нашей речи, смысл, единый для всех языков. Однако, об этом будут написаны его новые книги.

Данная монография явилась следствием пристального интереса автора к древнему народу этрусков, предтече римской империи. Судьба этрусков волнует автора схожестью с судьбой русского народа - вечного экспериментатора в области своей духовной культуры.

Думаю, что данная книга привлечет интерес как широкого читателя, так и специалистов в области истории Древнего мира. Надеюсь, что последние дополнят ее своим критическим профессиональным анализом.

доктор психологических наук, профессор В.К. Шабельников

* * *

В исследовании А.Е. Наговицына рассматривается интереснейшая научная проблема взаимосвязи этрусской культуры с культурами других индоевропейских народов. Вызывает интерес метод, используемый автором в его исследовании: автор сделал достаточно редкую попытку исследовать духовную жизнь этрусков как бы изнутри самого этрусского общества, используя методы нарождающейся науки исторической психологии. При таком подходе приобретает особенную ценность предпринятый автором анализ ряда обрядов и традиций древней Этрурии, особенно погребальных обрядов.

Хочется указать на высокую эрудицию автора в рассматриваемом им вопросе. Наговицын А.Е. сумел дать полную и объективную характеристику традиционной религиозной жизни этрусского общества. Также хочется подчеркнуть обилие и полноту фактологического и иллюстрационного материала.

Многие выводы автора книги достаточно дискуссионны. Это объясняется тем, что в исторической науке существует весьма широкое расхождение мнений по многим вопросам, рассматриваемым в труде А.Е. Наговицына. Эта объективная трудность компенсируется полнотой изложения и особым историко-психологическим подходом, дающими возможность читателю получить достаточно адекватное представление о многих аспектах исследуемой проблемы.

Особый интерес представляет рассмотрение культурного перехода от этрусской цивилизации к древнеримской. Историко-культурное изучение ситуации преемственности и смены культур актуально в настоящее время, когда российское общество переходит на новый исторический этап своего существования и теснейшим образом взаимодействует с западной культурой.

Работа является интересным и ценным историко-психологическим исследованием.

кандидат исторических наук A.M. Сморчков

* * *

За последние годы в нашей стране повысился интерес к этрускам. Поводом послужило то, что ряд авторов, печатающихся в научно-популярных изданиях, указали на довольно близкую культурную связь этрусков (самоназвание - рассена) и русского народа.

Вполне ясны психологические причины общественного интереса, возникшего в ответ на появление этой идеи. Долгое время в научных кругах преобладало мнение о том, что "мы, русские - молодая нация". Согласно утвердившимся воззрениям, русская история представлялась как череда иностранных влияний; стало нормой в любом проявлении отечественной культуры видеть заимствование; стала хорошим тоном насмешливая поговорка "Россия - родина слонов". Русофобия перешла из научных кругов в широкие массы - вспомните, как странно исказился сегодня смысл слова "патриот".

Не мудрено, что на этой почве сформировался национальный комплекс неполноценности, возникло ущемление одной из нормальных человеческих потребностей - потребности гордиться собственными предками. Не мудрено и то, что возможность обрести "близких родственников" в лице древних и "солидных" этрусков вызывает у многих живой отклик.

Естественно, как и всегда, когда что-то основывается на ущемлении и боли, "поиск родственников" происходит не всегда корректно. В проблеме "этруски-русские" на настоящий момент сложилось два крайних мнения. С одной стороны, энтузиасты доходят до абсолютной идентификации двух народов, вполне серьезно воспринимая забавную формулу "этруски - это русские!" Доказательства при этом игнорируются, звуковое совпадение названий двух народов считается самодостаточным. Находящиеся на противоположном полюсе "профессионалы" брезгливо кривят губы и в очередной раз говорят что-то про "родину слонов"; к сожалению, лагерь "профессионалов" часто далек от попыток разобраться в проблеме (зачем, если все давно известно).

Книга А.Е. Наговицына является, пожалуй, первой попыткой рассмотреть проблему, основываясь не на эмоциях и амбициях, а на фактах. Вывод, к которому приходит автор, прост и логичен. Конечно, об идентичности двух народов - русских и этрусков - говорить не приходится. Но при этом в обеих культурах есть много общих черт - имена и атрибуты богов, обряды, религиозные и философские воззрения. Причина данного сходства - общие индоевропейские корни двух народов.

Простая мысль о единстве корней и, как следствие, сходности культур, к сожалению, понятна не всем исследователям. Как мы уже говорили, многие ученые, увидев совпадение тех или иных элементов культур, начинают подозревать заимствование; существует и другая крайность - отрицается сама возможность существования у народа некоторого культурного явления, даже если оно присутствует у многих окружающих родственных народов. Такая предвзятость весьма прискорбна, поскольку, корректно пользуясь методом сопоставления, можно достигнуть важнейшей цели - реконструкции элементов, не сохранившихся в той или иной культуре (в интересующем нас случае - у славян).

А "совпадений" при прочтении книги А.Е. Наговицина выявляется очень много (кстати, не на все из них автор указывает). Меня, например, очень заинтересовало описание сакральной организации этрусских городов. Проводя исследования сакрального построения Москвы я был весьма удовлетворен, обнаружив в этрусском материале подтверждения некоторым своим предположениям.

"Своё" в книге А.Е. Наговицына найдут читатели с различными пристрастиями. Интеллектуалы (историки, культурологи, религиоведы) встретят здесь обильный фактологический материал и множество поводов для размышления. Любители "фэнтези" при доброжелательном прочтении обнаружат в книге множество "вкусностей" (чего стоит, например, описание охоты с помощью музыки - воистину, реальность мира зачастую более удивительна, чем возможная выдумка). Не останутся в накладе и те, кто интересуется "эзотерической" тематикой.

Скажем пару слов и о самом авторе.

Кандидат психологических наук. Тема диссертации - ритмофонетическое воздействие и использование его при обучении. Сфера научных интересов (помимо мифологии) - звуковой анализ языка; в частности, большое внимание А.Е. Наговицын уделяет традиционным "воздействующим" формам - сакральным текстам, мифологическим фонемам, поэзии.

"Ненаучные" творческие интересы А.Е. Наговицына широки крайне. Особо хочется отметить его как скульптора по кости.

Необходимо сказать и о том, что автор был одним из со-основателей аналитической группы "Северный Ветер" - перспективного исследовательского направления, занимающегося изучением и возрождением Традиций.

Безусловно, многое в книге может вызвать несогласие. Признаюсь, я и сам преломил не одну пару копий в спорах с Алексеем Евгеньевичем. Однако, подобная спорность - явление нормальное, ведь любой научный труд является не окончательной истиной, а только лишь репликой в бесконечном диалоге.

Реплика Алексея Евгеньевича Наговицына произнесена.

Д. В. Громов, ответственный редактор альманаха "Мифы и магия индоевропейцев"

 

Сайт создан в системе uCoz