kladina.narod.ru
Андреас Готтлиб Маш. Сокровища Ретры. М., 2006 г.

Четвертый раздел

О СВЯЩЕННОЙ УТВАРИ

 

§ 219. Замечания
§ 220-226. ЦИРНИТРА
§ 227-228. ЖЕЗЛ МИРА
§ 229. ТРОН БОГОВ
§ 230. ВТУЛКА
§ 231-237. КРЮК
§ 238-239. КИСТЬ РУКИ
§ 240-241. САБЛЯ
§ 242. ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА
§ 243-245. ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДНОС РАДЕГАСТА
§ 246-247. ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДНОС ПОДАГИ
§ 248-250. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§ 251-253. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
§ 254-257. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША РАДЕГАСТА
§ 258. ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДНОС ПОДАГИ
§ 259-260. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША НЕМИЗЫ
§ 261. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ЦИБОГА
§ 262. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША СИЕБЫ
§ 263. ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ЦЕРНЕБОКГА
§ 264. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ РАДЕГАСТА
§ 265. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ РАДЕГАСТА
§ 266. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ВОДЫ
§ 267. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ПОДАГИ
§ 268. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ СИЕБЫ
§ 269. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ СИЕБЫ
§ 270. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ЦЕРНЕБОКГА
§ 271. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ СВАНТЕВИТА
§ 272. ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ПРОВЕ
§ 273. ЖЕРТВЕННЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК РАДЕГАСТА

§ 219. Замечания

После описания божеств, которые были выставлены в храме Ретры, следует утварь, хранившаяся в храме и либо выставлявшаяся в торжественных случаях, либо использовавшаяся для выражения почтения богов во время публичных богослужений. Если мы присовокупим к имеющимся у нас предметам утвари ещё и описание обоих изящных жертвенных котлов с руническими письменами, а также и найденных, железных предметов (§ 4), то утварь, описанию которой посвящаются последующие страницы, проливает дополнительный свет на богослужебные обряды. Правда, господин фон Бредов, тогдашний владелец деревни Прильвиц, обнаружил у подножия храмовой горы прекрасный металлический жертвенный котёл на трёх ножках. Но ввиду того, что на нём не было надписей, он служит для нас лишь свидетельством обычных жертвенных пиров. Поэтому мы вынуждены ограничиться только предметами, дошедшими до нашего времени. Их можно распределить по пяти главным видам, а именно:

1) два церемониальных знака войны и мира, находившиеся на сохранении в храме;

2) несколько предметов, составляющих трон богов;

3) жертвенные чаши;

4) жертвенные ножи;

5) жертвенный колокольчик.

В этом порядке я и буду описывать имеющиеся предметы богослужебной утвари.

 

ЦИРНИТРА

Рисунок 34a
Фиг. 34а. Цирнитра (спереди)
Рисунок 34b
Фиг. 34б. Цирнитра, вид сзади

§ 220. Замечания

Ввиду того, что Титмар Мерзебургский точно указывает на то, что походные значки всегда находились в храме, за исключением того времени, когда воины забирали их с собой на войну138 , я считаю себя вправе отнести этот предмет к священной утвари, которая сохранялась в храме. Сомнительно, чтобы венды почитали его как божество. Насколько известно, они считали его священным и возлагали на него большие надежды. Но я не нашёл никаких следов, свидетельствующих о богослужебном почитании, ни у писателей, ни на остальной жертвенной утвари. Поэтому я прихожу к выводу, что венды почитали этот предмет, как турки знамя своего Магомеда.

§ 221. Фигура

Походный знак отлит из сплава металлов, как и предыдущий предмет, его вес 1 фунт 13 лотов, длина 6 дюймов. Но если учесть размер повреждённого хвоста дракона, то общая длина составит до 9 дюймов. Внутри дракона имеется круглое отверстие, проходящее между ногами через спину почти до затылка. Оно служит для того, чтобы фигурку можно было бы установить на стержне или же, как и других богов, выставить в храме, либо нести во главе войска.

§ 222. Голова и тело

Насколько этот походный значок известен по описаниям в книгах, повествующих о военных обычаях вендов, настолько до сих пор были скупы сведения о его подлинном внешнем виде. Всё изображение представляет собой крылатого дракона139. Голова поднята вверх, пасть раскрыта, на обеих челюстях видны многочисленные зубы, близко отстоящие друг от друга. Шею опоясывает окантовка, напоминающая ожерелье. Лапы короткие, покрытые чешуёй. На правой лапе имеются четыре когтя. Обе лапы подогнуты. Под правым когтем лежит на спине жук, который часто встречается и на других предметах (§§ 158,169,171 и т.д.). Голова жука направлена вниз. У жука 6 вытянутых лапок. На задней части туловища – пять пластинок, лежащих друг на друге, как на хвосте рака. Под левым когтем у отверстия видно маленькое погрудное изображение. Из обоих крыльев левое отломано, а правое у отверстия расплавлено140.

§ 223. Хвост

Хвост дракона свёрнут в кольца, острый конец его с двойным крючком, напоминающий рыболовный, поднимается вверх. В центре на спине имеется погрудное изображение мужчины, несколько обращенное к острию хвоста. Место рядом с ним повреждено огнём. Но всё же представляется, что здесь находилось ещё один персонаж. На левой стороне видно лицо женщины с копной курчавых волос. Её одежда, охватывающая шею, напоминает римскую столу.

§ 224. Надписи

Вендское имя этого дракона нанесено на правой стороне туловища и шеи: ЦИРНИТРА. На левой стороне под шеей процарапано: ГЛИТ141 .

Последнее слово мне неизвестно. Что касается самого имени Цирнитра, то оно звучит не по-вендски.

Первый слог – это имя "Цир", которое уже объяснено выше (§ 97). Окончание "нитра", как мне кажется, – греческого происхождения и означает "длинная нить пряжи". Тем самым Цирнитра должен был бы быть походным знаком или изображением бога Цир, при содействии которого ведётся война, которая может вестись непрерывно как нить пряжи142.

§ 225. Замечания

Эта фигурка отличается от многих уже описанных выше тонкой работой и искусством, которые присущи этому творению. Некоторые детали предыдущих предметов также изваяны мило и изящно, но в данном случае всё свидетельствует о мастерстве автора, её создавшего. Греческий мастер, изготовивший множество предметов утвари и некоторые изображения богов, как кажется, был автором этого произведения [67].

§ 226. Искусство

То, что древние германцы, как и венды, отправлялись в военный поход под боевым знаком с изображением дракона, знали Франк и другие писатели. Но этот знак привнесён с Востока и был введён в наших краях Одином или Водой (§ 97). Поэтому он использовался очень широко у северных народов, как об этом свидетельствуют памятники, найденные в Италии. Змей, которых можно видеть на изображениях идола Воды, мастер превратил в дракона, отделил от изображения этого идола и изваял его неестественно, с раскрытой пастью, крыльями и когтями. Отсюда изображение, хотя и с некоторыми изменениями, было включено в датский и мекленбургский гербы в виде грифа. Три головы, среди которых одна женская, являются либо украшениями, добавленными с целью сделать изображение более благообразным, или напоминают о Радегасте, либо, точнее, о головах Тора, Одина и Фригги (§ 84), которые хорошо подходили к походному знаку. К этому я хотел бы добавить ещё два замечания:

1. Исходя из того, что размеры этого походного знака так малы, справедливо сделаю вывод о соответствии вкусам вендов изготовление металлических юлжков только малых размеров. Нельзя поэтому принижать достоинство описываемых фигурок только потому, что они столь небольшого размера, а следует объяснить это неблагоприятными обстоятельствами жизни вендов.

2. Ввиду того, что Цирнитра ни в коем случае не может быть причинён к домашним божествам, или пенатам, а, напротив, всегда стоял в храме Ретры, следовательно, и остальные фигуры таких размеров, найденные в одном и том же месте, являются не домашними, а публичными богами реда-риев и подлинными обитателями храма в Ретре.

 

ЖЕЗЛ МИРА

Рисунок 23
Фиг. 23. Жезл мира

§ 227. Фигура

Хотя нижняя часть обвитого змеёй жезла обломана, это означает только то, что отсутствует нижний конец, который закреплялся на деревянном основании. Жезл весит 21 лот, а его длина превышает 6 дюймов. На голове змеи покоится фигурка, которая с одной стороны имеет большое сходство с головой Цирнитры. На правой стороне рядом с обращённое вверх головой лежит нечто круглое; на левой стороне изображение повторяется. С головы свисает клапан (?)143 , укладываясь на круглый предмет. Если посмотреть на фигурку с другой стороны, то она напоминает собаку, передние лапы которой опираются на шар. Все туловище змеи покрыто шипами. Она обвивает почти весь жезл. Сверху было несколько украшений, но они утрачены, и невозможно с определённостью сказать, является ли то, что венчает жезл, головой змеи или же эта голова была отчетливо видна на боковой стороне жезла. Снизу к последнему витку змеи ползёт вверх по жезлу четырёхлапый зверь с круглой головой и длинным хвостом. Его можно было бы принять за ящерицу, если бы не надпись, гласящая, что здесь изображена хвостатая обезьяна. На жезле процарапаны следующие слова: на вершине жезла, на фигурке, можно прочитать слово БИЛ, имеющееся ещё на некоторых предметах (§§ 107, 188). На жезле сверху – СКЕСИЛ144 . Напротив – КИБО145 . В этом отсутствует последняя буква и можно различить лишь вертикальную черточку, похожую на начало рунической буквы С. Рядом можно прочитать ещё АПАН, а на самом верху, у облома, видна буква Ц.

§ 228. Замечания

Слово КИБО, или КИБОС бесспорно является греческим словом kibos и означает "хвостатая обезьяна". Главное слово, от которого здесь осталось лишь АПАН, снова встречается на жертвенном блюде (§ 252) и звучит как ИАПАН или КАПАН, причём буквы П и К отличаются друг от друга. Так как предыдущее слово, бесспорно, является греческим, то и второе слово я считаю греческим – "кадуцей", которое встречается в видениях пророка Иезекииля. На первый взгляд представляется также, что этот жезл является подражанием жезлу Меркурия и, возможно, в его верхней части имелись крылья, утраченные впоследствии. На этом основании я называю этот предмет "жезлом мира".

Ввиду того, что у вендов был походный знак, под которым они собирались для похода на войну, они могли иметь и знак мира, когда после окончания войны заключали мир и жертвовали богам положенную им долю добычи. Поэтому мы и находим это имя также и на жертвенном блюде. Если это объяснение кому-то кажется неправдоподобным, то имеется ещё и другое. Слово "кадуцей" означает также "скипетр", отсюда этот знак должен был свидетельствовать о главенстве, и его во время жертвоприношения вручали предводителю вендов, удостаивавшемуся столь высокой почести. Какое из обоих объяснений является более правдоподобным, я оставляю на суд читателя [68].

 

ТРОН БОГОВ

Рисунок 35
Фиг. 35. Трон богов

§ 229. Цилиндр

К утвари, которую я называю троном богов, собственно, относятся три предмета, которые я хочу описать в первую очередь, прежде чем приведу причину, по которой я избрал это название. Из них самым крупным предметом является изящно обработанный цилиндр, вокруг которого располагаются фризы, окантовки и пластины. Цилиндр отлит из сплава металлов, внутри полый, благодаря чему его можно установить на стержне. Его высота около 6 дюймов, вес – 2 фунта 10 лотов. Посредине проложена пластина с двухдюймовыми выступами, шириной в 3/4 дюйма, с шестью пазами, в которых можно закрепить 6 других предметов, о чём свидетельствуют имеющиеся в пазах отверстия. Между пазами процарапаны буквы: ТЪ ЦУГ ГАРОУ НИГИ ВАРО ИРИОС [69].

 

ВТУЛКА

Рисунок 36
Фиг. 36. Втулка

§ 230. Втулка

Этот предмет имеет цилиндрическую форму, он полый внутри, из того же металла, что и цилиндр, его диаметр – 2 и 1/4 дюйма, вес 3/4 лота. Если цилиндр установить на стержне, этот предмет может быть положен сверху. На нём резцом процарапано "ПИД" [70].

 

КРЮК

Рисунок 37
Фиг. 37. Крюк

§ 231. Крюк

Крюк имеет форму рожка люстры и весит 4 и 1/2 лота. Кончик напоминает завиток, на кончике виден облом, так что часть его отсутствует. Ввиду того, что крюк весьма подходит к прорезям на цилиндре, по двум процарапанным буквам ЦИ видно, что в прорезях были ещё специальные пазы, в который крюк вдвигался снизу и закреплялся. Таким образом, отломанный кончик крюка находился в верхнем положении.

§ 232. Надписи

Надписи на этих трёх предметах удастся объяснить с трудом не столько потому, что нам неизвестен язык, на котором они сделаны.

А потому что на отсутствующих рожках, возможно, также имелись отдельные слова, которые должны были быть сопоставлены со всеми другими, если бы возникло желание объяснить их, мне известно единственное слово "НИГИ", которое значит "никто". На основании того, что мы встретили на изображении Перкунуста целую вендскую молитву (§ 117), я считаю и это слово частью молитвы или дифирамбом в честь богов, которые выставлялись на этом троне [71].

§ 233. Имя

Я приведу свои доводы, почему считаю эти три предмета троном богов, на котором во время торжественного богослужения выставлялись храмовые идолы вместе с подчинёнными божествами. Разумеется, это только предположения. Но когда у нас нет письменных свидетельств, нам не остается ничего иного, кроме предположений. Возможно, что у нас будет нечто большее, чем догадки, если мы сможем объяснить слова на этих предметах или если судьба сохранила для нас ещё какие-нибудь детали этих предметов. Так как трудно представить, что первое едва ли возможно, а на второе не стоит надеяться, то мы должны сложить вместе все обстоятельства, построить на них предположения, и представить читателю самому судить об их ценности или бесполезности. Известно, во-первых, что эти три предмета (§§ 229, 230, 231) принадлежат к храмовой утвари в Ретре. Их не только вместе с другими предметами собрания извлекли из земли, и рунические надписи сделали их похожими по предназначению. Во-вторых, что цилиндр, насаженный на стержень, следовательно, мог быть поставлен в вертикальное положение. В-третьих, что в пазах были закреплены металлические крюки, которые размещались вокруг цилиндра и что-то могли поддерживать, когда цилиндр на стержне стоял вертикально. В-четвёртых, что на острие крюка, некоторые детали которого обломаны, могло закрепляться то, что крюк мог нести на себе. В-пятых, что стержень проходит через весь цилиндр, и какой-нибудь шест или другую фигурку можно было поставить в вертикальном положении наверху над цилиндром.

§ 234. Подставки

Когда я в соответствии с названными обстоятельствами внимательно рассматриваю мелкие изображения идолов (§§ 186 – 209) наравне с многочисленными предметами, которые встречаются среди памятников, то очевидно, что их подставки выполнены таким образом, что изображения не могут стоять без подставки. Нижняя часть подставки имеет заострённое окончания для установки его в отверстие, если идол должен стоять в вертикальном положении. Обе богини (§§ 207 и 208) должны быть подвешены на крюках. Теперь установим шесть рожков на стоящий вертикально цилиндр и получим основание, на котором можно установить шесть мелких божков, или подчинённых богов, а облом на крюке укажет нам место, где было установлено изображение.

§ 235. Место храмовых богов

Ввиду того, что цилиндр вверху открыт и стержень мог возвышаться над его краями, возникает вопрос: что устанавливали над цилиндром? Внешний вид втулки (§ 230) наводит меня на мысль, что имелись втулки различного вида, которые вначале укладывались поверх цилиндра, а затем на них устанавливалось изображение храмового бога, чтобы он возвышался над подчинёнными богами. Это полностью совпадает со структурой фигурок. Внутри они полые, в их подставках имеются отверстия, которые в некоторых статуэтках проходят до головы. В храме они стояли словно на покое, нанизанные на стержни, которые, в свою очередь, были закреплены в деревянном основании, но могли принять подобное положение, когда их устанавливали над цилиндром.

§ 236. Жертвенная служба

Наши писатели, которые ведут речь о Ретре и о жертвоприношениях в храме, видят только Радегаста, как будто он был единственным богом, которому приносили жертвы в Ретре. Причину этого открыть легко. Хотя Титмар сообщает, что в Ретре было множество богов, но никто до сих пор не знал, какие божества обитали в храме наряду с Радегастом. Однако после того, как эти божки, а вместе с ними и священная утварь, были открыты, жертвенные чаши и жертвенные ножи принесли доказательства того, что в Ретре приносились жертвы не только Радегасту, но и другим богам. Если в определённое время какому-то богу, например, Радегасту, Воде, Подаге и т.п., должна была быть принесена жертва, то можно думать, что во время такого торжества также и богу представлялось особое, соответствующее торжественности обряда, место, благодаря чему, так сказать, только он принимал участие в жертвоприношении, не допуская на него других богов. При этом всегда вспоминают о жертвоприношениях Ретры.

§ 237. Общее представление

После этих предварительных замечаний я изложу свои представления о вендских богослужебных обрядах в Ретре. В храме сохранилось множество богов, которые были выставлены внутри помещения вдоль стен (§ 25). Когда приходило время почтить какого-либо бога праздником или хотели принести именно ему жертву, то бог, которому был посвящён праздник, отделялся от остальных и выставлялся на шесте над цилиндром. Вокруг на крачках расставляли подчинённых богов в соответствии с различными функциями, которые им были доверены (§ 33). Согласно с этими функциями от них требовали содействия в решении тех или иных жизненных проблем. Чтобы примирить главного бога с жертвой, перед ним ставили её голову на жертвенном блюде, подавали ему кровь жертвы в специальном кубке. Всесилие этого умиротворённого бога должно было побуждать подчинённые ему божества добросовестно исполнять свои функции. Возможно, что во время таких праздников помост с фигурками целиком выносили из храма и устанавливали рядом с жертвенником, чтобы жертва была умерщвлена на глазах божества. Следовательно, бог стоял на своём троне в окружении менее знатных богов – своих подчинённых, готовый принять жертву из рук тех, кто её приносил. После того, как бог получал своё возлияние, а огонь пожирал голову жертвенного животного, начиналось богослужебное пиршество, сопровождаемое праздничными плясками. Всё это – предположения. Я готов взять их обратно, если мне покажут иные способы использования этих предметов, которые бы больше подходили к обстоятельствам.

 

КИСТЬ РУКИ

Рисунок 38
Фиг. 38. Рука

§ 238. Фигура

Я причисляю её, как и описываемые ниже предметы, к священной утвари, так как её подлинное назначение неизвестно. Это – кисть правой руки, длиной 1 и 1/2 дюйма, вес – 2 и 1/4 лота, отлита из металла жёлтого цвета. Большой и указательный пальцы слегка приподняты, остальные три пальца прижаты друг к другу согнуты книзу. По внешнему виду нижней части руки, на которой сидит кисть, отчётливо заметно, что это – не отломанная деталь целой фигурки, а именно кисть руки, отлитая именно специально с таким намерением, чтобы она могла быть поставлена вертикально, для чего нижняя часть руки сделана четырёхугольной.

§ 239. Замечания

Я не могу судить, что должна означать эта кисть: даёт ли она знать о чём-то божественном или является только моделью, которую хотели использовать при изготовлении нового идола? В книге Монфокона можно увидеть подобную кисть, которая была прикреплена к походному знаку. Возможно, я выскажу недостаточно обоснованное предположение, если посчитаю эту кисть памятником об отрубленной руке епископа Иоханнеса (§ 289), и памятник этот был создан для увековечивания памяти о знаменательном событии. Когда изображение Радегаста устанавливалась на троне, этот знак его победы над христианством мог бы быть помещён на крюке трона*.

* Данный комментарий А. Г. Маша представляется весьма сомнительным. Изображение руки могло быть оберегом сугубо языческого происхождения (прим. перев.).

 

САБЛЯ

Рисунок 39
Фиг. 39. Сабля

§ 240. Сабля

Сабля небольшого размера, длина её всего 1 у дюйма. Благородная патина, покрывающая её, свидетельствует о её древности. Ввиду того, что она найдена вместе с прочими предметами, она принадлежит к священной утвари.

§ 241. Замечания

Как ни мал этот предмет, всё же существует троякое объяснение его предназначения.

Он может быть свидетельством храбрости, который изготовили намеренно и поместили в храм Ретры, чтобы вложить его в урну с прахом героя. Подобные маленькие сабли находят в урнах с прахом, а неподалёку от Ретры расположены замечательные погребальные холмы, которые нетронуты до сих пор.

Возможно, сабля изготовлена в память о древнем обычае германцев, которые, уходя на войну, оставляли меч на алтаре и им же, после возвращения из похода, освящали добычу и трофеи, что дало повод римлянам сообщать о тевтонах, что они с обнажёнными мечами молятся перед изображением Марса.

Готы имели боевое оружие, которое, по их утверждениям, изготавливали подземные люди, Берстуки. Против этого оружия никто не мог устоять. Берстуки, то есть подземные человечки были и у вендов. Возможно, что эта сабля должна была изображать такое оружие. Если мне будет позволено добавить, то и эта сабля может рассматриваться как памятник великих подвигов Плусса (§ 289).

 

ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА

Рисунок 40
Фиг. 40. Гроздь винограда

§ 242. Фигура

Гроздь винограда, порытая благородной патиной; длина – 1 дюйм, вес – 1/2 лота. Ввиду того, что Зиба также обычно изображалась с виноградной гроздью в руке (§ 163), я принял бы этот предмет за отломанную деталь изображения Зибы. Масштаб предмета, по-моему, не препятствует такому предположению, так как нечто подобное наблюдается и в изображениях других идолов. Но ввиду того, что, с одной стороны, гроздь винограда встречается как на других фигурках (§§ 172, 195), так и на жертвенном блюде (§ 252), а с другой стороны, стебель сделан так, что гроздь на нём может быть поставлена вертикально, я считаю её особенно проработанным и ценным предметом.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДНОС РАДЕГАСТА

Рисунок 41
Фиг. 41. Жертвенный поднос Радегаста

§ 243. Фигура

Из жертвенной утвари этот предмет, как и сразу за ним следующий, является одним из самых непонятных, подобных которому, насколько мне известно, до сих пор пока не найдено. Обнаруживали жертвенные кубки и ножи, однако я не знаю ни одного опубликованного рисунка предмета такого вида. Он продолговатый с округлыми углами и состоит из решётки, которую образуют пять прутьев, пересекающихся другими пятью прутьями. Наибольшая длина – 10 дюймов, а ширина – 6 дюймов. Вес – 2 фунта 21 лот. В металле обнаружено 7 лотов чистого серебра. Прутья отлиты в форме призм, их острая грань отращена вниз, а плоская грань находится сверху. Снизу к решетке приделаны короткие ножки. Решётка имеет окантовку, острые края которой подогнуты вниз, становясь с внутренней стороны шире. В центре решётки сидит лебедь с вытянутой шеей. Это, по всей видимости, птица Радегаста, которая на различных изображениях похожа то на гуся (§ 65), то на утку (§ 79), а то и на ястреба (§ 257), здесь же она изображена в виде лебедя.

§ 244. Надписи

На прутьях решётки имеются различные надписи, некоторые из которых под воздействием огня, повредившего верхние грани нескольких прутьев, невозможно прочитать. Под хвостом лебедя процарапано РАДЕГАСТ. Под туловищем лебедя - АЛИПЕММА146; под клювом – МОНОСИНУС147. На самом верху можно разобрать БЕЛ, что означает "Белбокг". На другом пруте видно начало слова СИМ148 , что, предположительно, означает по-гречески "трапеза".

§ 245. Замечания

Относительно замысла и использования этого приспособления можно строить лишь предположения. Известно, что венды при каждом жертвоприношении подносили идолу голову закланного животного. Мясо жертвенного животного, сваренное в котлах, съедали участники трапезы. Но как же подавалась идолу его доля? Почтение, которое выказывалось божеству, без сомнения, подвигло его поклонников на изобретение приспособления, на которое клалась часть жертвы, предназначенная идолу, а затем ставилась перед изображением божества. Для такой процедуры данное приспособление весьма подходит. Оно имеет продолговатую форму, так что голову животного можно удобно на нём уложить. Сквозь решётку кровь животного могла вытекать на землю. Оно опирается на ножки, которое даёт возможность поставить его перед идолом. Все эти обстоятельства побуждают меня назвать это приспособление жертвенным подносом и, как знать, может быть именно на этом предмете голова епископа Иоханнеса была поднесена Радегасту в качестве жертвы. Надписи указывают на то, для каких целей использовался сей предмет. Птица в центре, имена Радегаст и Белбокг являются достаточным указанием на то, что поднос был предназначен для служения Радегасту149 . Оба других слова, несомненно, являются греческими: "Алипемма" составлено из слов "священник" и "еда, приготовленная пища". Слово "моносинос" означает по-гречески "тот, кто ест в одиночестве". Следовательно, Радегаст нашёл на этом блюде кушание, приготовленное жрецом, и которое бог вкушал в одиночестве"150.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДНОС ПОДАГИ

Рисунок 42
Фиг. 42. Жертвенный поднос Подаги

§ 246. Фигура

Было бы весьма затруднительно по внешнему виду этого предмета, который со всех сторон повреждён огнём, угадать его внешний вид и предназначение. Но ввиду того, что милостивая судьба сохранила для нас почти в неповреждённом состоянии жертвенный поднос Радегаста, то их сходство указывает на то, что этот предмет является внутренней частью жертвенного подноса Подаги и что всё остальное стало добычей огня. Его вес составляет 25 и 1/2 лота и после проверки в нём обнаружены следы серебра. Решётка состоит из четырёх продольных и четырёх поперечных прутьев, образующих неровные квадраты. Плоская сторона украшена более искусно, чем у предыдущего предмета. На ней расположены четыре рельефные фигурки. Наверху помещена маленькая статуэтка, у которой отчётливо видны голова, ноги и подставка. Точно такая же фигурка изображена на жертвенной чаше (§ 252), но в обоих случаях их одинаково трудно разглядеть.

В центре стоит на подставке фигурка, левая нога которой подогнута. Фигурка эта, по всей видимости, представляет собой женщину, а на блюде – мужчину. По правую руку находится маленькое изображение оленя (§ 217), а по левую – бегущий зверь таких же размеров, но повреждённый до неузнаваемости.

§ 247. Надписи

Под обеими мужскими фигурками можно прочитать слово ПОДАГА. На другом пруте ещё заметны две буквы – ЦИ. Всё остальное оплавлено. Не ясно, что должны означать все фигурки. Из сравнения этого предмета с другими выясняется лишь следующее:

Что в Ретре имелись модели или формы для отливки маленьких фигурок.

Что такие фигурки в отдельности сохранялись в храме.

Что именно такие предметы прикреплялись также и на другие изображения для их украшения или с намерением символически отразить некоторые события [72].

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Рисунок 43
Фиг. 43. Жертвенная чаша общего пользования, вид сверху и снизу

§ 248. Чаша

Чаша совершенно круглая, диаметром в 6 дюймов, отлита из сплава металлов. Вес её составляет 2 фунта 28 лотов. Кромка по всей окружности имеет высоту 1 и 1/2 дюйма. Дно внутри плоское. На середине дна имеется голова, которую, ввиду того, что на чаше видны следы сильного огня, опознать невозможно. Я принял бы её за голову быка, если бы у нее были рога. Поэтому я вынужден её рассматривать как голову льва, у которого из пасти торчит язык. Вокруг головы расположены десять волнообразных или пламенных лучей, между которыми просматриваются десять рядов мелких шариков, которые кругами заполняют всю поверхность. На внешней стороне дно украшено четырьмя рядами зигзагообразных линий и к нему прикреплены четыре маленькие ножки.

§ 249. Надписи

Рунические буквы указывают на предназначение этой чаши; а именно, что она посвящена одновременно нескольким богам. На внутренней стороне рядом с головой справа ещё можно прочитать УРИ. Большая дыра на этом месте поглотила несколько букв этого слова. Я выше уже высказал своё предположение, что это слово следует читать как Балдури (§ 160). Под головой процарапано СИЕБА. С левой стороны от головы – РАДЕГАСТ, и совсем рядом – ПОДАГА. Под словом Радегас – РХЕТРА.

После Подаги – как бы два слова – ВИ151 и УТЦ. Далее за ними – ПРОВЕ. Все эти имена расположены по кругу в направлении кромки, на одинаковом расстоянии друг от друга, только слово РХЕТРА ниже и ближе к кромке. На нижней стороне чаши в центре процарапано ЦИГХО, а у кромки – БЕЛМК152 [73].

§ 250. Замечания

Надпись доказывает, что эта чаша принадлежит Ретре и использовалась там во время богослужений. Ввиду того, что знакомые имена (Радегаст, Подага, Прове, Сиеба) принадлежат божествам, то я, пожалуй, не без основания делаю вывод, что неизвестные УРИ и ВИУТЦ также являются именами богов153 . Изображения Прове больше нет в нашем собрании раритетов. Оно или погибло при пожаре в Ретре или было переплавлено прежним владельцем. Несмотря на то, что мастер приложил все своё умение, чтобы сделать чашу разнообразно украшенной, его усилия сослужили плохую службу его произведению. Как представляется, эта чаша была одной из первых, сделанных после восстановления храма. Она была посвящена многим богам также и потому, что эти боги из-за нищеты своих поклонников и существенного расстройства дел должны были удовлетворяться пользованием общей чашей для своих возлияний.

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Рисунок 44
Фиг. 44. Жертвенная чаша общего пользования

§ 251. Фигура

Жертвенная чаша весит 1 фунт и 12 и 1/2 лота. Наибольшая длина составляет свыше 6 и 1/2 дюйма, а наибольшая ширина – 5 дюймов. Она продолговатая и плоская, и на плоской оборотной стороне имеет 4 короткие ножки. По облому на одном конце видно, что у чаши была ручка.

§ 252. Изображение и надписи

Особое внимание привлекает внутренняя сторона, благодаря большому числу прикреплённых фигурок. В центре сидит птица Радегаста, похожая на утку. Под ней процарапано: РАДЕГАСТ, а вокруг выступает овальное выпуклое обрамление, украшенное многочисленными поперечными линиями. Из обрамления отходят к кромке восемь лучей или маленьких стержней – и на каждом из них особенное изображение. На самом верху сидит на подушке смотрящий вперёд орёл с распростёртыми крыльями и короной на голове. Рядом с ним, на втором стержне, голова льва с круглыми ушами. Между ними процарапаны буквы ЦОБОГ или ЦИБОГ. Оба предмета встречаются на изображении бога Цибога (§§ 139, 140), а львиная голова – на жертвенной чаше (§ 261). Сбоку на третьем стержне помещено миниатюрное погрудное изображение, которое повторяется на стержне другого предмета (§ 186). На четвёртом стержне сидит улитка, которая встречается также на оборотной стороне жертвенной чаши Цибога (§ 261). На пятом стержне свисает гроздь винограда, подобная описанной выше (§ 172), между ними процарапаны слова ИАПАН или КАПАН (§ 228). На шестом – сидит жук (§§ 158, 222, 269). Между ними процарапано БЕЛБОКГ. На седьмом стержне миниатюрное изображение. Между ним и жуком огонь уничтожил надпись, и можно прочитать лишь две последние буквы – ГА. На восьмом стержне помещена фигурка, которая стала неузнаваемой уже во время литья. Однако оставшегося, достаточно для утверждения, что это та же фигурка, что и описанная выше (§ 246). Между ними процарапано НЕМИС154, что, несомненно, является именем бога (§§118,124).

§ 253. Замечания

Надписи дают достаточно оснований для того, чтобы считать, что эта жертвенная чаша, хотя преимущественно была посвящена Радегасту, но впоследствии также и другим божествам. Цибог и Немиза155 названы по именам. Имя с жезла мира процарапано и на этой жертвенной чаше.

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША РАДЕГАСТА

Рисунок 45-46
Фиг. 45 – 46. Жертвенная чаша Радегаста

§ 254. Фигура

Жертвенная чаша имеет круглую форму. Её вес – 1 фунт и 13 и 3/4 лота. Диаметр – 5 дюймов, высота внутренней части – 1 и 1/2 дюйма. Снаружи она окружена ободком шириной в 1 дюйм. Огонь поглотил его значительную часть и причинил другие повреждения. Внутри, в центре, находится очень выпуклое погрудное изображение человека без бороды, с кудлатыми волосами. Шею обвивают все косы или переплетённые украшения, которые перекрещиваются на груди. Над этим погрудным изображением помещена обращённая вверх львиная голова. Рядом с ней ещё одна маленькая головка. От одного края чаши до другого справа от центральной фигуры тянется змееобразная линия. Имеются также два луча, исходящие от погрудного изображения и доходящие до ободка. Они процарапаны таким же образом, как и обрамление птицы (§ 252). Дно снаружи плоское, на нём для украшения процарапаны шесть зигзагообразных линий, которые перекрещиваются с шестью прямыми линиями.

§ 255. Надписи

Рунические надписи невозможно прочитать полностью. Но всё же огонь оставил нам столько неповреждённых деталей, что можно правильно восстановить отсутствующие буквы. Вокруг погрудного изображения можно ещё разобрать РИХДЕ-ЛБОГ. Пространство между двумя слогами будет полностью заполнено, если прочитать Рихдегаст Белбог, то есть "Раде-гаст, добрый бог". Под этим изображением процарапано ЦИН. На сохранившейся части широкого внешнего ободка видны буквы КРИВ-Р, это – Криве, верховный жрец Ретры. Вероятно, рассматриваемый нами предмет утвари, криве либо подарил кому-то в Ретре, либо подарил самому храму Ретры (§ 216), или он пользовался им, когда приносил жертвы Радегасту156.

§ 256. Украшение

В то время как огонь причинил некоторый вред всем древностям собрания, эта чаша благодаря огню случайно пополнилась ещё одним украшением. Отчётливо видно, что кусочек металла вытек в чашу и сначала осел на ободке, а затем пролился наружу и при охлаждении смешался с землёй. После того как я внимательно осмотрел этот металл, я нахожу что это – то же самое изображение сценки охоты, которое было вставлено в спину статуэтки Ипабокга (§ 135). Кабан, обе собаки и охотник видны весьма отчётливо. Открытие это совершенно случайного обстоятельства подтверждает замечание, что в храме Ретры имелись маленькие фигурки, изготовленные мастерами, которые при оказии вставлялись в другие изображения и которые поэтому связаны с более крупными статуэтками исключительно случайно.

§ 257. Фигура

Чаша отлита из сплава металлов, вес её – 25 лотов, диаметр – 4 дюйма, кромка высотой в 1 дюйм, дно плоское. В центре чаши находится птица со сложенными крыльями, позади которой возвышается как камень кусочек металла. Прекрасно проработанное изображение птицы похоже на ястреба, то есть здесь в своём подлинном воплощении предстаёт птица Одина или Радегаста (§ 84). Вокруг птицы видны продолговатые выпуклости различного вида, похожие на зёрна злаков. Перед её грудью выцапано имя Радегаст. Над птицей у конца крыльев видны рунические буквы ИЦ, а рядом с головой – ИТ.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ ПОДНОС ПОДАГИ

Рисунок 48
Фиг. 48. Жертвенный поднос Подаги

§ 258. Фигура

Поднос, посвящённый Подаге, также выполнен из сплава, его длина – 6 дюймов, ширина – 2 и 1/2 дюйма, высота – 1 дюйм, вес – 24 лота. Он продолговатой формы, с двумя круглыми ручками. Одна ручка расположена у конца, вторая – несколько ближе к боковой стороне. Внутри на плоской поверхности – рельефно выполненная голова мужчины с густой бородой. Голову покрывает шлем или, точнее, остроконечный колпак, как это обычно бывает на изображениях Подаги (§ 100). Позади головы исходят три острых луча, которые доходят до кромки чаши. Уши – большие, горизонтально оттопыренные и похожие на уши быка или осла, которыми обычно украшали изображения Прове. Под головой часть фигурки повреждена, но всё же остались следы того, что лучи также продолжались и внизу. На кромке процарапано ХЕНТ, что означает "кабан", как поясняет господин Летохлеб. Вероятно, дикий кабан был предпочтительной жертвой для Подаги. Внешняя сторона украшена тремя зигзагообразными линиями.

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША НЕМИЗЫ

Рисунок 49
Фиг. 49. Жертвенная чаша Немизы

§ 259. Фигура

Вес этой чаши жёлтого металла, имевшей продолговатую форму и верхняя часть которой длиннее нижней, составляет 10 лотов. Наибольшая длина – вверху 4 и 1/2 дюйма, внизу – почти 3 дюйма. Наибольшая ширина вверху, измеряя изнутри, – 2 дюйма, а внизу, измеряя снаружи – 1 и 3/4 дюйма. Кромка высотой почти в 1 дюйм. На дне чаши видно изображение так называемого Андреевского креста, на который в центре положен четырёхугольный щит. На щите изображена лежащая, на вид человеческая, фигурка. Её голова лежит в левом углу, правая рука вытянута вверх и касается правого угла. Левая рука покоится на чём-то, что невозможно идентифицировать. Ноги вытянуты вниз в сторону правого угла. Под щитом прямо от таза фигурки процарапана кривая линия, которая придаёт лежащему существу вид хвостатой обезьяны (§§ 227, 228). Подобная фигурка (§ 158) также имеется на изображении бога, который, по моему мнению, является Балдури. С верхней части ободка свисает маленькая ветка с завитушками.

§ 260. Надписи

Ввиду того, что дно чаши повреждено, то, как кажется, и часть надписи утрачена. Недалеко от верхней стороны щита можно ещё прочитать АХП. На внутренней стороне ободка процарапано буква Н, а затем слово БЕЛБОГ. В промежутке между буквами видны несколько чёрточек, оставшихся незаконченными при написании ещё одной буквы. Но этот промежуток настолько велик, что его можно заполнить словом НЕМИС (§ 252) или НЕМИЗА (§ 118). Поэтому я считаю этот предмет одной из чаш, посвящённых именно этому божеству.

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ЦИБОГА

Рисунок 47
Фиг. 47. Жертвенная чаша Цибога

§ 261. Фигура

Вес этой чаши составляет 13 лотов. Она круглая, диаметр 2 и 1/2 дюйма. Края высотой в 1/2 дюйма и снаружи они рифлёные. На внутренней стороне видна львиная голова, похожая на те, что имеются на спине Цибога (§ 140) и в жертвенной чаше, описанной выше (§ 252). Над головой процарапаны буквы ТО, а ниже по окружности ТСИБАЦ – слово, являющееся именем бога157 (§§ 37, 142). На внешней стороне чаши внизу имеется выпуклая окантовка, на которой чаша может быть поставлена. В центре лежит улитка, похожая на ту, что прикреплена к жертвенной чаше (§ 252). На первый взгляд видно, что эти столь похожие друг на друга предметы, к которым прикреплены одинаковые украшения, являются делом одного и того же мастера.

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША СИЕБЫ

§ 262. Фигура

Сама чаша круглая, отлита из сплава металлов, диаметр – 2 и 1/4 дюйма, высота – 1 и 1/4 дюйма, вес – 24 лота. Обе ручки относительно очень большие. В середине чаши сидит маленькая обезьяна в той же позе, что и обезьяна на голове у Сиебы (§ 165) и на жертвенном ноже (§ 269). На краях процарапано имя богини – СИЕБА. На внешней стороне больше нет ничего примечательного, кроме того, что внизу у неё имеется выпуклая окантовка, представляющая собой подпорку для чаши.

 

ЖЕРТВЕННАЯ ЧАША ЦЕРНЕБОКГА

Рисунок 52
Фиг. 52. Жертвенная чаша Цернебокга

§ 263. Фигура

До сих пор толькопредполагалось, что венды приносили жертвы также и злому богу или, по крайней мере, подносили ему кровь жертв для возлияния, но этому пока не было доказательств. Теперь же данная чаша предоставляет нам фактическое доказательство этого. Она имеет круглую форму, весит 7 и 1/2 лота. Огонь повредил как внутреннюю её поверхность, так и края снаружи. В центре чаши видна выпуклость, предназначение которой невозможно определить. На дне с внешней стороны нанесены 4 выпуклые зигзагообразные линии, подобные тем, какие имеются на других чашах. На внутреннем крае процарапано совершенно отчётливыми руническими буквами имя ЦЕРНЕБОГ. Этого совершенно достаточно для заключения, что страх, внушаемый злым богом, был столь велик, что ему оказывали такие же почести, как и добрым богам.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ РАДЕГАСТА

Рисунок 53
Фиг. 53. Жертвенный нож Радегаста

§ 264. Фигура

В древние времена обитатели здешних, как и северных земель, изготавливали свою утварь из камня. Каменные боевые топоры, ножи и наконечники стрел не были здесь совсем неизвестными изделиями. Ножи изготавливались из кремния и были отшлифованы до такой остроты, что в употреблении превосходили ножи из металла, которые вошли в обиход позднее. В нашем собрании мы находим исключительно металлические ножи. Использование железа для вендов также не было незнакомым делом. И в самом храме Ретры они имели большое количество предметов утвари из железа (§ 4). Но, как кажется, они не умели придавать железу такую твёрдость, чтобы использовать ножи из него для резания.

Многочисленные изображения предоставляют свидетельства того, каким образом они изготовляли ножи из камня и железа. У этого первого ножа Радегаста клинок представляет собой толстый четырёхугольник с двумя острыми углами, который спереди завершается узким остриём. Длина ножа составляет 4 и 1/2 дюйма, а ширина каждой стороны – 1 дюйм. Часть рукоятки всё ещё находится на ноже, но на ней видны следы огня. Нож весит теперь 23 лота. На одной стороне руническими письменами процарапано имя Радегаст. Общим для всех ножей нашего собрания является то, что их рукоятки повреждены. Я рассматриваю это как доказательство того, что в храме ножи втыкали в деревянные подставки, и они стояли рядом в отведённом им месте. Когда во время пожара огонь уничтожил деревянные предметы, то все ножи получили повреждения рукояток.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ РАДЕГАСТА

Рисунок 54
Фиг. 54. Жертвенный нож Радегаста

§ 265. Фигура

Вес – 7 лотов. Клинок имеет в длину около 4 дюймов, а сохранившаяся часть рукоятки – 1 и 1/2 дюйма. Клинок, хотя и трёхгранный, однако скорее напоминает лезвие кривого ножа, у которого две грани широкие, а третья – узкая. Кривизна придана ножу, чтобы им можно было резать с большой силой. На рукоятке прикреплены с обеих сторон две фигурки – мужчины и женщины. Они очень схожи с обеими фигурками (§ 173), но стоят ближе друг к другу. На широкой тупой стороне можно прочитать слово РАДЕГАСТ.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ВОДЫ

Рисунок 55
Фиг. 55. Жертвенный нож Воды

§ 266. Фигура

У этого металлического ножа также три грани, из них две – острые. Там, где начинается рукоятка, клинок изогнут. Длина клинка 2 и 1/2 дюйма, сейчас он весит 5 лотов. На плоской стороне процарапано имя идола – ВОДХА, в знак того, что его использовали во время жертвоприношений именно этому богу.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ПОДАГИ

Рисунок 56
Фиг. 56. Жертвенный нож Подаги

§ 267. Фигура

Нож малых размеров, у которого одна широкая грань, другая грань выпуклая и ещё одна грань – узкая. На первой, самой широкой грани, еще видны буквы ПОД, которые, возможно, обозначают имя Подаги. Остриё, как и большая часть рукояти, обломаны, поэтому его длина в настоящее время лишь немного превышает 3 дюйма, вес ножа – 4 и 1/4 лота.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ СИЕБЫ

Рисунок 59
Фиг. 5. Жертвенный нож Сиебы

§ 268. Фигура

Клинок этого ножа, как и остатки рукоятки, изготовлены из металла. Вес его 22 лота. Он представляет собой толстый треугольник с острыми краями, сужающийся к переду, образуя остриё. Длина – 4 дюйма. Ширина самой широкой грани – 1 и 1/2 дюйма, а две узкие – по 1 дюйму каждая. Расплавившаяся в огне рукоятка не находится на одной линии с клинком, а образует с ним тупой угол и, очевидно, что первоначально нож таким и был задуман. На одной из узких граней процарапано имя СИБА158.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ СИЕБЫ

Рисунок 57
Фиг. 57. Жертвенный нож Сиебы

§ 269. Фигура

Этот нож имеет своеобразную форму и несколько отличается от прочих. Учитывая то, что рукоятка отсутствует, нож, когда он лежит на своей плоской грани, выглядит как искажённый параллелограмм, посреди которого имеется выпуклость, уменьшающаяся по мере приближения к краям. На плоской грани следует отметить три следующие детали:

1) Здесь видна та же обезьяна, что прикреплена и на голове Сиебы (§ 165) и на жертвенной чаше (§ 262). Я не уверен, следует ли мне считать связь этой обезьяны с предметами утвари, посвященными этой богине, как доказательство моих изложенных выше предположений?

2) Рядом можно прочитать имя богини, а именно СИВА159.

3) Внизу сидит жук с головой, обращённой в сторону рукоятки. Длина этого ножа в настоящее время составляет 4 и 1/2 дюйма. Наибольшая ширина – 2 дюйма, вес – 13 и 1/2 лота.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ЦЕРНЕБОКГА

Рисунок 56
Фиг. 56. Жертвенный нож Цернебога

§ 270. Фигура

Этот нож отличается от описанных выше своим внешним видом, но всё же имеет некоторое сходство со вторым ножом Сиебы. Одна грань совершенно плоская, верхняя грань выпуклая и представляет собой призму, утолщённый конец которой завершается треугольным остриём, несколько изогнутым назад в сторону рукоятки. На широкой грани сидит лучник (§§ 173, 197). Рядом с ним процарапано слово ПИА160 , которое я считаю подлинным именем Цернобокга (§ 181). Длина клинка составляет 4 дюйма. Наибольшая ширина – 1 дюйм, рукоятка – 2 дюйма, вес – 9 лотов.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ СВАНТЕВИТА

Рисунок 60
Фиг. 60. Жертвенный нож Свантевита

§ 271. Фигура

Хотя в руинах храма Ретры не было найдено изображений Свантевита – бога с острова Рюген, кроме тех, которые выше описаны под именем Немиза, но являющихся, возможно, именно Свантевитом (§ 124), мы всё же обнаружили здесь жертвенный нож, на котором можно прочитать его вендское имя. Клинок этого ножа имеет в длину 4 дюйма, рукоятка – 2 дюйма, вес – 2 лота161 . Клинок сильно изогнут и похож на садовый нож. В отличие от других ножей, где изгиб начинается у рукоятки, здесь искривлён сам клинок. Его задний конец сделан более толстым. На широкой грани прикреплён жук (§§ 158, 222, 269). На другой грани процарапано СУАНТЕУИТХ162 . Как я предполагаю, греческий мастер изваял изображение Немизы и запечатлел на нём греческое имя, то вендское имя было процарапано на ноже, чтобы оба имени сохранились вместе и тем самым стали знаком того, что оба имени принадлежат одному и тому же божеству163 .

 

ЖЕРТВЕННЫЙ НОЖ ПРОВЕ

Рисунок 58
 

Фиг. 58. Жертвенный нож Прове

§ 272. Фигура

В нашем собрании нет изображений Прове, но всё же мы имеем нож с его именем. Он – самый маленький среди всех ножей и весит всего 5 лотов. Длина трёхгранного клинка – 3 дюйма, самая широкая грань шириной в 1 дюйм, обе более узкие – 1/2 дюйма. Оба края широкой грани острые. На одной узкой грани процарапано ПРОВЕ. Я не знаю, служит ли этот нож доказательством того, что в Ретре приносились жертвы и тому богу, статуи которого в храме не было? Или же следует предположить, что когда-то изображение Прове всё же там находилось? Последнее представляется более вероятным.

Ввиду того, что прежний владелец этого собрания наверняка расплавил один предмет, если не несколько, то, возможно, именно Прове стал тем, кого постигла эта судьба. Если это произошло, то гибель фигурки Прове и бесполезный для владельца сплав металла, из которого было отлито его изображение, уберёг остальных божков от подобной гибели и сохранила миру эти драгоценные памятники минувших времён.

 

ЖЕРТВЕННЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК РАДЕГАСТА

Рисунок 61
Фиг. 61. Жертвенный колокольчик Радегаста

§ 273. Фигура

Колокольчик отлит из металла, звучание его чистое. Диаметр колокольчика составляет 2 и 1/4 дюйма, высота – 1 и 1/4 дюйма, вес – 4 лота. Из средней части выломан один кусочек, в результате чего, как представляется на первый взгляд, крючок, на котором был подвешен язык, и гриф верхней части колокольчика были утрачены. Однако неясно, был ли у колокольчика язык или же его просто подвешивали и жрецы били в него. На внутреннем крае процарапано РАДЕГАСТ. Снаружи прикреплены на различном расстоянии друг от друга четыре наполовину выпуклые головы, из которых одна женская, а остальные – мужские. Являются ли эти головы только украшениями или они имеют отношение к божествам, определить трудно. Между тем представляется, что голова женщины на предмете утвари Радегаста подтверждает приведённую выше генеалогию этого божества (§ 84).

Сайт создан в системе uCoz