Аржан наиболее раниий из "элитных" курганов скифской архаики содержит все компоненты "скифской триады" во вполне сформировавшемся виде, что, как известно, является одним из главных аргументов центральноазиатской теории истоков скифского (во внешне-этническом значении этого понятия) историко-культурного комплекса. Начало его сложения, таким образом, должно относиться к еще более ранеему времени. Однако, памятники, материалы которых типологически предшествовали бы Аржану, в Центральной Азии неизвестны, а этносоциальная среда, в которой происходили процессы социогенеза, "подготовившие" появление такого мегакомплекса, каким является Аржан, остается неопределенной. В русле решения этой проблемы обращают на себя внимание достаточно четко выраженные элементы андроновской культурной традиции, представленные в обряде погребения и конструктивных особенностях кургана Аржан (Грязнов, 1980), а также связанных с ним одновременных и более поздних погребений шанчигского типа (Кызласов, 1977) и алды-бельской культуры (Грач, 1980) в Туве. К числу наиболее распространенных из них относятся: наземные сооружения в виде цисты (в Аржане, судя по разрезам, в подобие цисты была заключена центрапьная погребальная камера); юго-западная ориентировка; положение погребенных скорченно, на левом или правом боку со сложенными перед лицом руками (классическая "андроновская поза").
Подробного анализа заслуживают параллели между наземными конструкциями Аржана и недавно полностью опубликованною комплекса памятников Синташта в Южном Приуралье (Генинг, Зданович, Генинг 1992). Помимо названных соответствий здесь можно отметить: радиальную планировку поселения типа Аркаима (планиграфия Аржана и Аркаима уже сопоставлялась многими исследователями); расположение погребений в северной части грунтового могильника дугой вокруг трех центральных захоронений (как в погребальной камере Аржана и в более поздних курганах алды-бельской культуры); сопроводительные захоронения коней, положенных рядами друг за другом. Принципы архитектурного решения курганных комплексов в Синташте (С1 комплекс грунтовых и курганных сооружений; СШ -малый курган; СБ большой курган-храм) круглая площадка, окруженная стеной, с расположенной посередине платформой и сферическим сооружением над центральным захоронением совпадают с предложенной нами реконструкцией первоначального облика кургана Аржан (Савинов, 1992).
Наиболее впечатляющи, в сравнении с Аржаном, конструктивные особенности кургана-храма в Синташте, представлявшего собой своеобразный "зиккурат", возведенный над совершенным на уровне древней поверхности (как в Аржане) захоронением "вождя". Основу гигантского сооружения в виде 9-ярусной ступенчатой пирамиды (диаметр основания 72 м, первоначальная высота 9м) составляли деревянные клети в 2-3 венца, расположенные концентрическими кругами попарно таким образом, что каждый последующий ряд укладывался отступя от края предыдущего. Внугреннее пространство кургана и клети были заполнены связками камыша и грунтом. Наверху находилась ровная площадка; на ней бревенчатый накат и сферический "купол", на вершине которого, по предположению авторов раскопок, был установлен столб "древо жизни". Деревянные столбы (в двух случаях сохранились их остатки) были установлены и на площадке каждого яруса. Следует отметить, что сооружения типа клети находились и в основе оборонительных стен на поселении Синташта, что говорит об устойчивости этого строительного приема.
Нетрудно заметить, что деревянная платформа Аржанз, также сделанная из расположенных по трем ярусам и в некоторых случаях совмещенных попарно клетей, представляет собой как бы "спрессованную проекцию" большого кургана-храма из Синташты, что, с одной стороны, свидетельствует о преемственности между ними; с другой о происшедшей трансформации культурной традиции. Возможно, это объясняет, почему абсолютное большинство камер-клетей на площади Аржана (кроме тех, в которых находились сопроводительные захоронения коней) оказались "пустыми": строителями кургана они осмыслялись, в первую очередь, как семантически значимая конструктивная основа сооружения.
Вероятно, не случайно и сходство ритуальных комплексов Синташты и культовых сооружений раннескифского времени. Так, "домики" со столбами и остатками жертвоприношений из Синташты могут быть сопоставленны с местонахождениями оленных камней в Центральной Азии андроновские истоки изготовления вертикально установленных "знаков" в генезисе оленных камней уже отмечены в литературе (Бобров, 1992). Реконструкция кургана-храма (с установленным на вершине столбом) напоминает внешний вид Белогра-децкого кургана с оленным камнем (Членова, 1991) и другие памятники подобного рода Царева могила, Джанкой и т.д. Оленный камень из Аржана, найденный над камерой 34а внешнего яруса платформы, по условиям своего нахождения соответствует столбам, обнаруженным на площадках ярусов кургана-храма из Синташты. Сама идея ряда, характерная для расположения оленных камней, как обозначение пути в "верхний мир", в многоступенчатом варианте синташтинского храма пространственно отражена наиболее выразительно. Во всем этом можно видеть проявление единого пласта мировоззрения и его наиболее значимых атрибутов.
Приведенные параллели, естественно, требуют объяснения, которое пока может быть дано только в самых общих чертах следующим образом.
Андроновская этнокультурная общность, сложение которой обычно связывается с широким расселением индоиранских племен, занимала огромную территорию; при этом распространение ее на восток из Казахстана и Приуралья, по-видимому, происходило двумя основными потоками. Один поток (северный) шел по южным районам Западной Сибири вплоть до Среднего Енисея. Второй поток (южный), скорее всего, шел по предгорьям Тянь-Шаня в Синьцзян и Северный Китай, где также сейчас известны андроновские комплексы (Кузьмина, 1992, 1994; Хаврин,1992). Трудно предположить, чтобы андроновцы проникали, например, из Минусинской котловины в Синьцзян. В тех районах Центральной Азии, которые миновала волна андроновской экспансии, складывается особый (следующий срубным и андроновским) "третий" мир культур эпохи бронзы, для которого в основном были характерны безынвентарные захоронения херексуры и погребения монгун-тайгинского типа (Савинов, 1993). Отсюда распространяются карасукские бронзы (Новгородова, 1989), и именно здесь появляются первые материалы, знаменующие начало сложения "скифской" культурной традиции.
Можно предполагать, что население Центральной Азии, находившееся между двумя потоками движения андроновских племен, испытало определенное влияние с их стороны. О синхронизации некоторых бронзовых и каменных изделий, найденных в Туве, с андроновскими писал Л.Р.Кызласов (Кызласов,1979). Кроме того, в Туве и на Горном Алтае открыты своеобразные ограды с "апсидой", которые в Центральном Казахстане по находкам керамики относятся к андроновской культуре (Маргулан, Акишев, Кадырбаев, Оразбаев, 1966). Такие же "рудиментарные" апсиды имеются в некоторых оленных комплексах Монголии (Волков, 1981). О том, что сооружение элитарных погребений сохранялось и в восточном ареале расселения андроновцев, свидетельствуют большие курганы могильника Сухое озеро 1 на Енисее (Максименков, 1978). Здесь же зафиксированы "ковровые" гравировки на стенках каменных ящиков, которые можно (конечно, с известной долей условности) рассматривать как прообраз (или изображения) войлоков и ковров, позднее украшавших стенки погребальной камеры в Аржане, Пазырыкских курганах и т.д. Пока этих материалов для каких-либо более глубоких обобщений явно недостаточно, но все же они определенным образом "стыкуются" с приведенными выше данными о сохранении элементов андроновской традиции в культуре раннескифского времени. При этом, очевидно, следует пересмотреть возможность перенесения поэтапной периодизации культур эпохи бронзы, разработанной нэ материалах Минусинской котловины, на малоизученные еще в археологическом отношении районы Центральной Азии.
Более широкий круг -аналогий наземным сооружениям Синташты и Аржана включает, в первую очередь, ранний комплекс Тагискена, где, по сути дела, та же планиграфия реализована средствами сырцовой архитектуры (Толстое, 1962; Грязное, 1966). Показательно, что многие традиции, заложенные в культуре Тагискена эпохи бронзы, устойчиво сохранялись и позже (поздний комплекс Тагискена, Уйгарак). В этом отношении культурогенез саков Приаралья представляет собой типологическую параллель предложенной конструкции Синташта -Аржан (со смещением модели синташтинского кургана-храма в контексте расселения андроновских племен к востоку).
Если наши соображения верны, то из них следуют три весьма существенных вывода:
1) Традиция сооружения "элитных" курганов была воспринята "древнейшими скифами" в определенном конструктивном решении и семантическом значении составляющих их компонентов от предшествующего индоиранскою населения андроновской этнокультурной общности. Именно в этой среде происходили процессы социогенеза, "подготовившие" появление больших курганов в восточной части Евразийских степей.
2). Из этой же среды могли происходить представители первых правящих династий "древнейших скифов". К сожалению, отсутствие антропологических определений погребенных в кургане Аржан не дает возможности рассматривать данный вопрос под этим углом зрения.
3). Скифо-сибирский предметный комплекс, в котором, кстати, также сохраняются отдельные формы вещей, восходящие к андро-новским, первоначально мог сложиться как ранжированная культура, быстро распространившаяся в среде родственных индоиранских племен. В этой связи "поиски" его в памятниках, значительно предшествующих времени сооружения кургана Аржан, вряд ли окажутся результативными.
Какое отношение имеет все сказанное к "элитным" курганам в западной части Евразийских степей в настоящее время сказать трудно. Однако, хотелось бы привести только одно наблюдение. Как известно, культурные традиции дольше всего сохраняются в сфере идеологических представлений. Поэтому не исключено, что в устройстве легендарного святилища Ареса, которое (по Геродоту) скифы сооружали из вязанок хвороста, с ровной четырехугольной площадкой наверху, и на нее водружали священный меч-акинак., сохранилось воспоминание о культовых сооружениях типа кургана-храма из Синташты. внутренняя часть которого была заполнена связками камыша, а на вершине возвышался вертикально установленный "знак".
Подписи к рисунку:
"Элитные" курганы андроновской культуры и раннескифского времени. 1,3,6 Синташта. Большой курган-храм (СБ). 1 клети в основании сооружения (деталь); 3 погребальный комплекс (реконструкция). По В.Ф.Генингу, Г.Б.Здановичу, В.В.Генингу. 2 -могильник Сухое озеро 1. "Ковровые" гравировки на стенке каменного ящика (деталь). По Г.А.Максименкову. 4, 8 Аржан. 4 клети, образующие платформу (восточный сектор). По М.П.Грязнову. 8 -схема реконструкции ( а стена, б окружающая галерея, в платформа, г содружение над центральной камерой, д оленный камень). 5 Тагискен. Комплекс сооружений эпохи бронзы (реконструкция). По М.П.Грязнову. 7 Белоградец (внешний вид кургана с оленным камнем). По Н.Л.Членовой.