kladina.narod.ru
Титаренко К.И. г. Днепропетровск, 2005 г.

Константин Титаренко

ПИСЬМЕННОСТЬ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ

Находки при раскопках памятников письменности всегда воспринимались как триумф. Такая находка сразу решает целый ряд извечных проблем археологов. Однако первые же находки погребальных сосудов срубной культуры со странным графическим убранством поставили всех в тупик. Орнамент или письменность, результат осмысленных действий или фантазия художника?

С орнаментом срубники хорошо были знакомы, что подтверждается на примерах многих сотен сосудов этой культуры. Тогда остается письменность. Но что в этих знаках от письменности? Где мерило, которое позволит однозначно ответить на вопрос, которому уже сто лет? Где методология определения системы письменности, а не произвольного творческого порыва исполнителя? К сожалению, следует признать, что на протяжении длительного периода в грамматологии (наука о письменности), курируемой филологами, сложилась ситуация, когда превалировало изучение алфавитных систем письма.

На данный момент под воздействием прогресса в области точных наук и, в основном, под влиянием развития информатики, ситуация изменяется. Определение письменности уже определяется как способность системы к кодированию и передаче какой либо информации, а не только элементов речи. К сожалению, следует констатировать факт, что на данном этапе изучение неалфавитных письменностей стоит на чрезвычайно низком уровне - нет систематики, нет твердых критериев, ясных методик.

В данном случае методология исследования была построена на свойстве системы письменности образовывать устойчивые ассоциации знаков из множества знаков текста. Подобные ассоциации знаков являются непериодическими структурами с переменным составом. Эти структуры будут выражать соответствующие структуры в языке (буква - звук, иероглиф - слово, понятие, пиктограмма - понятие и т.д.). Существование таких непериодических структур будет свидетельствовать о соответствии исследуемого множества знаков принципу построения письменного текста.

Объектом исследования были четыре погребальных острореберных сосуда срубной культуры из коллекции ДНУ, найденные при раскопках в междуречье рек Орели и Самары вблизи Новомосковска. Данная подборка сосудов оказалась уникальной по своему составу графического убранства и отвечала всем критериям объекта исследования письменности. Все сосуды были совершенно новыми, изготовлены только для обряда погребения, так как не использовались в обиходе. Они найдены на одной территории, что свидетельствует о едином происхождении. Изображения на них выполнены в едином стиле и с одинаковой техникой нанесения знаков.

Все это позволяет говорить, что перед нами продукция, несущая признаки единого локального стиля. Соответственно, если графика на сосудах является письменностью, то этот локальный стиль письменности будет иметь единые принципы структурного построения и их легче будет выявить, чем при анализе памятников удаленных пространственно и хронологически. Графика сосудов исследовалась на двух уровнях: структура знаков и структура надписи.

Структура знаков.

Все знаки имеют специфический вид, не имеющий аналогов в других системах письма. Все знаки имеют четкую линейную структуру. Они сформированы из одного элемента - линии, применяемой в различных пространственных и комбинационных построениях.

Указанные признаки позволяют квалифицировать эти знаки как элементы дискретной письменности. В дискретных письменностях знак формируется из одного или нескольких стандартных элементов. Это определяет высокий уровень нормирования формы знака, абстрактность его внешнего вида. Единственной известной в древности системой дискретной письменности была клинопись во всех ее региональных вариантах. Применение на практике дискретных систем письма развивает у пользователей способности к счету, комбинаторному и абстрактному мышлению.

Общим с клинописью является и метод нанесения знаков на сосуды способом тиснения глины с помощью специально изготовленного инструмента. Но эта техника нанесения знаков не может считаться специфическим признаком письма, так как является результатом освоения общих приемов обработки глины, присутствующих и у народов никогда не встречавшихся с клинописью. Для письменности всегда характерно использования различных носителей и не исключено, что будут найдены образцы графики Ср. к. и на других носителях.

Всего на 4-х сосудах нанесено 44 знака при использовании 15 различных знаков, представленных в таблицах №1 и №2. Они легко группируются в зависимости от внутренней структуры. Знаки на первом сосуде сопровождаются многочисленными точками, явно выражающими числовые массивы, что подтверждается несколькими особенностями в их распределении. К сожалению, столь ценный факт не удастся использовать в полной мере, так как сосуд имеет лакуны в нескольких местах расположения точек.

ТАБ. №1
ЗНАКИ СРУБНОГО ПИСЬМА

 
Знак Кол. %
1 12 27,3%
2 1 2,3%
3 8 18,2%
4 3 6,8%
5 1 2,3%
6 3 6,8%
7 2 4,5%
8 2 4,5%
9 1 2,3%
10 1 2,3%
11 5 11,4%
12 1 2,3%
13 1 2,3%
14 2 4,5%
15 1 2,3%

Структура надписи.

Из 4-х надписей две (на сосудах №1 и №2) имеют совершенно уникальный набор знаков. Правда, знаки на сосуде №2 имеют много общего со знаками на сосудах №3 и №4: та же структура с добавлением дополнительного обрамления из треугольников.

А вот надписи на сосудах №3 и №4 имеют совпадения по набору знаков и обе надписи можно считать комплиментарными, образующими единое тестовое поле. Именно для письменности характерны дублирующие наборы знаков в различных текстах с повторяющимися сочетаниями групп знаков при отсутствии целочисленных порядковых индексов, что будет соответствовать различным симметричным распределениям элементов узора.

ТАБ. №2
НАДПИСИ НА СОСУДАХ

 
Сосуд
№ 1
Сосуд № 2 Сосуд № 3 Сосуд № 4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10  
11  
12      
13      

ТАБ. №3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАКОВ В ТЕКСТАХ
ПО МЕСТУ И ЧАСТОТЕ


ТАБ. №4
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ
ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАКОВ

 
Число знаков текста
Египет
Индия
"Иероглифы"
о. Пасхи
Срубное письмо
Т.
А. К.
25
13
20
18
7
8
50
12
11
1
7
7
75
14
11
11
8
0
100
9
7
18
6
0
125
8
5
11
0
0
150
5
3
9
0
0
175
9
4
14
0
0
200
6
4
6
0
0
По всей таблице
700
138
147
214
138
15
Уникальных
20%
21%
31%
20%
7%
Для количества знаков сравнимого с объемом срубных текстов
50
25
31
19
14
15
Уникальных
50%
62%
38%
28%
30%

Структуру текста принято исследовать с помощью статистических распределений знаков в пространстве текста через числовые индексы. В данном случае, при малой длине текста и ограниченном наборе знаков, удобно использовать графическое представление структуры надписи. В таблице №3 для каждого текста построены два графика на основе так называемой диаграммы Ганта. Первый график представляет структуру текста по принципу распределения каждого типа знака на соответствующие ему знакоместо. Второй график демонстрирует частотное распределение каждого типа знака в тексте. Из представленных диаграмм видно, что данные последовательности знаков имеют непериодическую структуру, характерную для текста. Даже для последовательностей знаков на сосудах №3 и №4 с набором всего лишь из трех знаков, периодичность в структуре отсутствует. Только на сосуде №4 распределение наиболее близко приближается к узору. Но и здесь видны не столько узоры, сколько устойчивые периодические группы образующие гармонические последовательности.

Для определения типа письменности можно использовать количественный знаковый состав и статистику использования знаков в тексте. Каждая система письма обладает конечным набором знаков. Число знаков будет указывать на принадлежность к определенному типу письма и считается достаточно надежной характеристикой. В сравнительной таблице №4 представлены частоты появления новых знаков на отрезках текста с шагом в 25 знаков. Расчеты были сделаны на основании подсчета появления новых знаков в текстах древнеегипетской иероглифики, письма культуры Мохенджо-Даро - Хараппы, и двух вариантов табличек с острова Пасхи. Для сравнения представлены расчеты аналогичных параметров для письма Ср. к. Хотя исследуемый массив знаков количественно ограничен, результат можно считать достоверным. При сопоставлении следует учитывать, что мы имеем только 44 знака вместо 50 в таблице, что несколько снижает процентное отношение уникальных знаков к объему знаков всего текста.

Следовательно, можно ожидать гораздо более высокий процент использования уникальных знаков на больших объемах текста. Тогда можно будет уверенно говорить о доминирующей идеографической компоненте в структуре срубного письма. Совпадением с колонкой данных, относящихся к массивам знаков с острова Пасха, пока можно пренебречь. Для этих данных нет твердого фундамента, так как исследователи расходятся в определении количество уникальных знаков для "кохау ронго-ронго". Колебания в числах достигают порядка нескольких сотен знаков.

Для более углубленного изучения текстов Ср. к. необходимо привлечь дополнительные источники, так как объем изучаемых надписей не позволяет получить однозначных логических отношений между знаками. На основе этих логических отношений могли бы быть вскрыты элементы кодов построения текста и значение некоторых знаков.

Как уже было сказано выше, срубная письменность не имеет аналогов. Однако процессы распространения письменности не сводится только к прямому подражанию, но могут быть и заимствованием идей в этой области. На данный момент у нас нет никаких фактов о проникновении или распространении культурных достижений цивилизаций Древнего мира на просторах Восточной Европы в 15-11 вв. до н.э. Однако следует рассмотреть и гипотезу о возможном экспорте идеи письма из основных центров возникновения письменности.

Наверное самой древней письменностью, известной на данный момент, можно считать письмо балканской неолитической культуры 5-4 тыс. до н.э. Лепенски Вир-Винча. Множество знаков найдено на предметах и керамике этой культуры. На данный момент созданы каталоги знаков, высказаны идеи относительно содержания надписей но далее изучение этого феномена не продвинулось. Влияние этой культуры прослеживается на землях Румынии и Венгрии, где существовал ее локальный вариант - культура Турдош-Винча. С движением переселенцев из Балканского региона связывают и образование Трипольской культуры на землях Украины. Наличие протогородов у трипольцев подразумевает сложность социальных отношений и возможность существования письма. Но выводы работ М. Видейко, И. Ткачука и Я. Мельника признают отсутствие письма у трипольцев и предполагают существование у них особой разновидности орнаментов на керамике, которые якобы служили вместилищем информации и средством её передачи. Несмотря на такие туманные выводы ясно одно: достижения Трипольской культуры не позволяли на основе этих орнаментов создать срубникам полноценную письменность.

Нам сразу же придется отбросить возможность экспорта идеи письма из Древнего Китая и Индской цивилизации. В Китае в этот период письмо имело пиктографический характер и недалеко ушло в плане разработки графики и передаче логических построений. По уровню развития оно могло быть равным по своим характеристикам письму срубников. Письменность цивилизации долины Инда тоже не могла дать толчок для формирования срубной письменности по причине географической и хронологической удаленности. К 15 в до н.э. ее уже не существовало вместе с породившей ее цивилизацией.

Наиболее вероятными центрами распространения письма могли быть Древний Египет, государства Месопотамии и Средиземноморья. Но историческая обстановка в этом регионе в 15-11 вв. до н.э. никак не способствовала цивилизационным процессам. С изгнанием гиксосов начался долгий период завоеваний земель Восточного Средиземноморья и Малой Азии фараонами Древнего Египта. Впервые границы государств Древнего мира пришли в соприкосновение. Войска Египта, продвигаясь на север, дошли до границ Хетского государства и вступили с ним в противоборство. Хетская империя была сильным противником и сама совершала победоносные походы на своих соседей - завоевала государство Митанни и земли Старовавилонского царства. Не уступала ей в агрессии и мощи растущая Ассирийская держава. Постоянные завоевательные походы приводили к уничтожению всей инфраструктуры противника. По обычаям той эпохи победитель безжалостно грабил побежденные земли. Победные реляции описывают угон многотысячных стад скота, десятками тысяч исчисляют пленных. Особой жестокостью отличались походы Ассирии. Ее войска зачастую полностью разрушали города и истребляли население завоеванных земель.

Понятно, что в таких условиях ни о каком распространении письменности речи идти не может. Однако в это время начали проявляться другие явления. Впервые разные системы письма оказались в столь тесном контакте. Начался удивительный процесс: письменности, изначально приспособленные только для обслуживания нужд своего государства, стали обслуживать и нужды других народов. Хетты, имея иероглифическое письмо, восприняли из Месопотамии клинопись. Вероятно, клинопись обладала большими возможностями и как система письма была более удобным средством коммуникации с другими народами. Это подтверждается и обнаруженными в египетской Тель-эль-Амарне архивными дипломатическими документами. Впервые в истории человечества тексты, написанные на другом языке с применением иной системы письма, стали постоянно обрабатываться писцами. Значит, в это время были выработаны некие способы, позволявшие без искажения передать содержание документа в не зависимости от применявшейся системы записи. Безусловно, это огромный шаг в развитии письменности, позволивший ей в дальнейшем полностью развить технику переноса информации из разных систем письма.

После короткого периода относительного спокойствия в Восточном Средиземноморье произошла экологическая катастрофа, повлиявшая на дальнейшие события. Около 1400 года до н.э. произошло невиданное по силе извержение вулкана Санторин. Мощные толчки и гигантское цунами разрушили города минойского Крита и всего восточного побережья Средиземного моря. Пепел покрыл поля в Малой Азии и Египте. Нарушилось течение рек и распределение подземных вод. Критская цивилизация не смогла оправиться от такой катастрофы. Экономическое и политическое лидерство захватили материковые города - Микены и Теринф. Здесь продолжали развиваться культурные достижения Критской цивилизации, в том числе и письменность. И хотя это самый ближайший к землям Ср. к. центр развития письменности, в силу непродолжительности существования и ограниченности распространения письма внутри самих городов, вряд ли его влияние могло как-то сказаться на письменности срубников.

Следующим значительным событием в истории Древнего мира стало так называемое нашествие "народов моря". Волны никому неизвестных завоевателей обрушились на государства Восточного Средиземноморья. Египетские фараоны с большими усилиями смогли их изгнать со своих земель. Но "народы моря" смогли завоевать восточное побережье с городами Тир, Сидон, Библ и разгромили Хеттскую державу, где возникло новое государство - Киликия. На Восточном побережье образовалось Финикийское государство, где со временем возникла первая система алфавитного письма. Развитие и распространение этой письменности стало новым этапом в развитии истории человечества.

Древние тексты сохранили миф о культурном герое Кадмоне, принесшем письменность на земли Древней Греции. Кадмон был сыном царя Агенора и вместе со своими братьями Фойником и Киликом был послан им на поиски сестры Европы, похищенной Зевсом. Его братья Фойник и Килик не нашли сестру и боясь гнева отца поселились на новых землях где создали свои государства: Фойник основал Финикию, а Килик основал Киликию. Кадмон нашел похищенную сестру на Крите, но не мог противостоять воле Зевса, выдавшего её за царя Крита. Кадмон сам селится на материке и выступает в роли культурного героя, обучающего местное население ремеслам, религиозным культам и письменности.

Именно потомки "народов моря" из малоазиатского города Милета принесли на земли Причерноморья около 8 в. до н.э. алфавитное письмо. С этого времени Северное Причерноморье вошло в систему мировых связей и новая письменность стала связующим звеном в процессе общения со всем культурным миром.

Мы пока не знаем, сколь долго существовала письменность у срубников. Но оно было обречено на забвение, так как у новой системы письма были гораздо большие возможности, подкрепленный богатым информационным содержанием.


Литература.

Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. - М., 1998.
Гельб И.Е. Опыт изучения письма. Основы граматологии. - М., 2004.
Відейко М. Трипільська цивілізація. - Київ, 2002.
Истрин В.А. Развитие письма. - М., 1964.
Кондратов А. М. Машинный перевод. - М., 1967.
Коростовцев М. А. Писцы древнего Египта. - М., 1962.
Лоукотка. Ч. Развитие письма. - М., 1950.
Мельник Я., Ткачук И. Семіотичний аналіз трипільсько - кукутенських знакових систем (мальований посуд). - Івано - Франківськ, "Плай", 2000.
Нейгебауэр О. Лекции по истории античных математических наук. т.1. Догреческая математика. - М-Л., 1937.
Резанов И. А. Атлантида: фантазия или реальность? - М., 1976.
Тайны древних письмен. Проблемы дешифровки. Сборник статей. - М., 1976.
Фридрих И. История письма. - М., 1979.
Шифман И. Ш. Финикийский язык. - М., 1963.

Сайт создан в системе uCoz