Пожалуй, наиболее оптимальный способ изложить данные об астрономических познаниях минойцев, "прочитанные" по математическим выкладкам Фестского диска, это попытаться описать, как представители этой уникальной культуры решали проблему создания простого и практичного календаря. Проведенные мною исследования Фестского диска позволили установить тот факт, что минойцы, по-видимому, задолго до 1700 г. до н.э. уже жили по календарю, продолжительность года в котором составляла 366 дней. В основе этого календаря лежит система геометрии, базирующаяся на длине окружности, равной 366 градусам, в отличие от принятой в наши дни, длина окружности в которой равна 360 градусам.
Предлагаемая мною аргументация в пользу того, что минойский год состоял из 366 дней, отчасти обусловлена тем фактом, что на одной стороне Фестского диска расположены 30 фрагментов ("фраз") текста, а на другой 31. Я предположил, что если диск представляет собой полный календарь, а не один из дисков, образующих своего рода комплект месяцев одного года, тогда получается, что числа 30 и 31 и могут относиться к альтернативным месяцам года, включающим в свой состав попеременно 30 и 31 день. Если это так, и если предположить, что в минойском календаре насчитывалось 12 месяцев, то получается, что минойский год состоял из 366 дней.
Это несколько дольше, чем продолжительность солнечного года в тропическом поясе. Тропический солнечный год это интервал времени между двумя прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия (первый градус Овена, обозначаемый как 1° Овена). Он примерно на четверть суток длиннее 365-дневного года (точнее, он составляет 365,2422)*. Однако использование года продолжительностью 366 дней имеет целый ряд преимуществ по сравнению с египетским годом, насчитывавшим 360 дней, и прочими календарными системами, основанными на лунном цикле и принятыми в других культурах и религиозных традициях современницах минойской цивилизации. Однако й в этом календаре существовала серьезная проблема, связанная с тем, что пока не удастся каким-то образом привести 366-дневный год в соответствие с истинной продолжительностью астрономического солнечного года, все небольшие плюсы, связанные с его использованием, очень скоро были бы сведены на нет постоянно накапливавшимися неточностями. Суть моего открытия сводится к тому, что одна из основных функций Фестского диска или, по крайней мере, приводимой на нем математической информации это изложение метода, использовавшегося для приведения 366-дневного года в соответствие с продолжительностью астрономического солнечного года. На стороне А Фестского диска, как я уже говорил, приведено 123 знака-пиктограммы, тогда как на стороне В таких знаков всего 119. Перемножив эти числа, получим 14 637. Это число всего лишь на три дня короче суммы дней за сорок лет, при условии, что продолжительность одного года 366 дней. Это поистине удивительное открытие, которое убедило меня, что я действительно обнаружил реальную математическую закономерность.
*Любопытно, что в культуре майя точность вычисления продолжительности года значительно превосходила расчеты григорианского календаря, которым мы пользуемся теперь, предлагая показатель, который было совершенно невозможно получить при тогдашних примитивных астрономических приборах и крайне громоздкой и неудобной системе счета, принятой у древних цивилизаций Месоамерики. (Прим.. пер.) |
---|
Здесь мне представляется уместным поподробнее рассказать о том, как выглядит движение Солнца по небу при наблюдении с Земли, поскольку эта информация имеет ключевое значение для понимания сути минойской системы счета дней. Последняя, надо признать, была достаточно простой.
Зодиакальные созвездия- это скопления звезд, появляющиеся на небе один раз в сутки. Это объясняется вращением Земли вокруг собственной оси (земная ось идет от Северного полюса к Южному, проходя через геометрический центр (ядро) нашей планеты). Солнце и все прочие планеты Солнечной системы проходят перед наблюдателем как бы на фоне этих зодиакальных созвездий*. Поскольку эти созвездия находятся от нас гораздо дальше, чем Солнце и планеты, звезда в созвездии Овена, например, занимает одну и ту же позицию на небе относительно всех остальных созвездий, в то время как Солнце и планеты перемещаются из одного созвездия в другое. К счастью, эти их перемещения поддаются абсолютно точному измерению. Солнцу требуется примерно около 1 месяца, чтобы пройти через каждое из 12 созвездий или знаков зодиака. Именно этим объясняется тот факт, что в году 12 месяцев. Первоначально деление года из 12 месяцев могло быть обусловлено ближайшим целым числом лунных месяцев, то есть интервалов между полнолуниями. И хотя в солнечном году иногда бывает 13 полных лунных месяцев, число 12 встречается гораздо чаще. Этот факт, по-видимому, можно считать одной из причин того, почему люди предпочли остановить свой выбор на 12 знаках зодиакального цикла, а не на каком-либо другом числе месяцев**.
*К зодиакальным созвездиям относятся: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,
Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Название "зодиак"
восходит к греческому слову, означающему "зверинец" или "сборище
зверей". Это объясняется тем, что большинство (а именно 7) знаков
зодиака имело соответствующие им зооморфные символы. (Прим. пер.) |
---|
Если бы в году было ровно 360 дней, а в окружности ровно 360 градусов, это означало бы, что Солнце за 1 день перемещалось бы ровно на 1 градус относительно соответствующего знака зодиака. Но, к большому сожалению для астрономов и любителей точности, это не совсем так. Поскольку в тропическом солнечном году насчитывается 365,2422 дня, это означает, что Солнце за 1 день успевает пройти чуть меньше 1 градуса (если быть совсем точным 0,9856° в день). Это весьма приблизительная и неудобная цифра, из-за которой задачу нахождения позиции Солнца в пределах того или иного знака зодиака крайне трудно решить без солидных математических знаний или калькулятора. Кроме того, это означает, что Солнце каждый год в один и тот же день входит не в одни и те же зодиакальные созвездия, а в разные. Это обусловлено тем, что число дней в солнечном году не является ни круглым, ни целым.
Принятие длины окружности, состоящей из 366 градусов, значительно упрощает ситуацию, поскольку число дней в солнечном году (365,2422) и число градусов в такой окружности (366) практически идентичны. Но на практике получается, что если принять длину окружности равной 366 градусам, получается, что ежедневное перемещение Солнца по эклиптике будет составлять чуть больше 1,002°, то есть почти 1°, поскольку разница в 0,002° совершенно несущественна для практических расчетов. При этом надо иметь в виду, что величина градусов у 366-градусной окружности будет несколько меньшей, чем у градусов ЗбО-градусной окружности, поскольку самих градусов в первом случае больше.
К сожалению, жизнь не столь проста и логична, и в действительности в году насчитывается не 366 дней. Число 366 примерно на три четверти суток больше реального количества дней в солнечном году. Но, к счастью, минойский 366-дневный год и тропический солнечный год, продолжительность которого составляет 365,2422 дня, через 480 минойских лет или 481 солнечный год практически совпадают.
Весьма любопытная деталь, связанная с продолжительностью минойского года: число 480 без остатка делится на 12, то есть число знаков зодиака и число месяцев в году. 480, деленное на 12, дает ровно 40. Вряд ли можно считать случайным совпадением, что на этих числах построены практически все "функциональные параметры" Фестского диска и, следовательно, минойская модель структуры времени.
Это очень важно. Во-первых, 480 минойских лет (период, который я назвал Большим Минойским циклом) можно разделить на 12 отрезков по 40 минойских лет (период из 40 минойских лет я назвал Минойским циклом), которые примерно соответствуют 40 солнечным годам. При столь продолжительных периодах наблюдается четкая взаимосвязь между положением Солнца в рамках циклов, состоящих из минойских и солнечных лет. Различие между 40 минойскими годами и 40 солнечными годами окажется чуть больше 30 дней (если быть совсем точным 30,312 дня). Это очень близко к минойскому месяцу, продолжительность которого составляла 30,5 дня. Вполне вероятно, что минойские астрономы заметили это и поняли, что с помощью простой операции изъятия 1 минойского месяца в конце каждого Минойского цикла можно добиться того, что Солнце будет находиться практически в той же позиции на зодиакальном круге, которую оно занимало перед началом 40-летнего цикла. Но поскольку изъятие целого месяца могло быть произведено слишком дорогой ценой и на целые 40 лет ввергнуть Крит минойской эпохи в пучину хаоса, вполне резонно предположить, что минойцы предпочли решить эту проблему каким-то иным, более деликатным способом. В конце концов, никакое общество не потерпело бы подобного регулярного возникновения кризисных ситуаций. Между тем минойская цивилизация, судя по данным науки, не знала никаких социальных волнений и конфликтов.
Одно из преимуществ принятия календаря с 366-дневным годом в первую очередь было связано с относительной простотой и легкостью астрономических вычислений. С точки зрения минойцев, их календарь обладал и рядом других достоинств, на которых мы остановимся несколько позже, а сейчас для нас главную ценность представляет именно этот аспект простота вычислений. При этом необходимо учитывать повседневные будничные нужды, включая интересы земледельцев, составлявших основное ядро этого аграрного общества. Применение календаря с 366-дневным годом означало, что погрешность по сравнению с 1 солнечным годом ежегодно составляла бы три четверти суток. Следствием этой разницы явилось бы смещение сроков сева по сравнению с предыдущим годом. Если бы астрономы не заметили подобного смещения или, точнее, отставания, это со временем создало бы серьезную проблему, ибо суммарная погрешность в обозримом будущем оказалась бы настолько огромной, что потребовала бы принятия самых радикальных мер для приведения календаря к прежней норме. Примерно такая же ситуация сложилась и в нашем календаре в XVI в., в период понтификата папы римского Григорий; когда положение казалось безвыходным, а суммарная погрешность достигла целых десяти дней. Однако на Крите минойской эпохи не произошло ничего подобного. Математические расчеты показывают, что жрецы Древнего Крита прекрасно понимали, что они делают, поскольку никаких конфликтов из-за чисел там не возникало. Если они понимали, что разница между минойским 40-летним циклом и 40 солнечными годами составляла ровно 1 месяц, то должны были сознавать и то, что за четыре года такая погрешность будет составлять три дня. И поскольку своевременно было отдано приказание каждые четыре года вставлять в земледельческий календарь три дополнительных дня, сопровождая эту акцию особыми ритуальными церемониями, посвященными Солнцу, календарь с 366-дневным годом мог беспрепятственно существовать и дальше. А спустя 481 год он практически совпадал с солнечным.
Все приводимые здесь расчеты и построения основаны на том, что минойцы воспринимали солнечный год в качестве нормы, хотя весьма маловероятно, что им были знакомы хоть какие-то понятия, имеющие отношение к этому термину. Однако существуют и другие способы измерения продолжительности солнечного года, которыми, по всей видимости, неплохо владели математики Древнего Крита. Впрочем, само собой разумеется, что ни одна из культур бронзового века была втросто не в состоянии измерить с достаточной точностью реальную продолжительность тропического солнечного года, который, как мы уже знаем, представлял собой промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через позицию 1 полный градус Овена. Точный показатель этой астрономической величины 365,2422 дня, и его можно определить с погрешностью не более 17 секунд в год. Разумеется, сегодня мы можем получить куда более точную цифру. Однако, не имея достаточно точных средств измерения времени, минойцы все равно не могли получить уровень точности в пределах 17 секунд, несмотря на то что применявшаяся ими система была довольно точной. При этом минойская система была достаточно проста. Если признать, что им было известно соотношение между 481 солнечным и минойским годами, истинная величина тропического солнечного года не имела для минойцев особого значения. Мои гипотезы о минойцах и назначении Фестского диска начали обретать реальный смысл после того, как я проанализировал математические параметры информации на Фестском диске. Оказалось, что Фестский диск представляет собой своего рода "машину", работающую на многих разных уровнях. Так что, в зависимости от того, какую сторону диска А или В мы рассматриваем, одна из его сторон могла означать либо 1 месяц, либо 40-летний цикл. А теперь я хотел бы познакомить читателей с тем, как конкретно мог использоваться Фестский диск или любой аналогичный диск, основанный на тех же математических принципах, для осуществления точных измерений в рамках Минойского цикла. Однако для начала давайте рассмотрим с точки зрения исторической перспективы, каков принцип деления неба на секторы.
Здесь в первую очередь следует помнить, что минойцы использовали год, состоящий из 12 месяцев, поскольку это имеет основополагающее значение для понимания принципа действия Фестского диска.
Как мы уже знаем, идея о том, что в году насчитывается именно 12 месяцев, возникла в результате наблюдений древних за фазами Луны. Мы помним, что в каждом солнечном году бывает не обязательно 12 полнолуний, а несколько больше, поскольку продолжительность одного лунного цикла составляет примерно 29,53 дня, так что полный лунный год, состоящий из 12 лунных месяцев, продолжается около 355 дней. В то же время этот фактор является своеобразной отправной точкой, и наши древние предки наверняка обратили на нее внимание. Так, в Испании и ряде других мест на нашей планете найдены тщательно обработанные кости. животных, относящиеся к каменному веку. На некоторых из них сохранились грубые отметины, свидетельствующие о том, что это .- примитивный лунный календарь. Календарные системы, основанные на лунном цикле, благополучно сохранились до наших дней в некоторых культурных традициях; так, например, мусульманский календарь представляет собой чисто лунную систему. Итак, Луна первой подсказала нам мысль о 12-месячном календаре, несмотря на то, что, если быть совсем точным, реальная длительность лунного месяца недостаточна для того, чтобы уложиться в солнечном году ровно 12 раз и при этом полностью заполнить его. Если разделить год на 12 совершенно одинаковых отрезков, то каждый из таких отрезков будет иметь несколько большую продолжительность, чем того требуют лунные месяцы. Такие отрезки скорее можно вычленить в эклиптике Солнца, чем его младшей небесной сестры Луны.
Солнце совершает свой путь по звездному небу на протяжении всего года. Конечно, теперь нам известно, что на самом деле Солнце неподвижно пребывает в некой фиксированной точке пространства (точнее говоря, неподвижным считаем его мы, хотя на самом деле оно вращается вокруг центра нашей галактики Млечного Пути, как, впрочем, и все остальные планеты нашей Солнечной системы и прочие звезды и звездные системы, входящие в состав Млечного Пути). Поскольку Земля за одни сутки, совершает один полный оборот вокруг собственной оси, в течение одних суток мы можем наблюдать, как над нашей головой вращается небосвод со всеми созвездиями и небесными телами. Так называемые неподвижные звезды на самом деле ничуть не более неподвижны, чем наше Солнце, поскольку они также вращаются вокруг центра своих галактик, однако они настолько далеки от нашего Солнца, что выглядят с Земли абсолютно неподвижными. Расстояния между Солнцем и этими звездами громадны, поистине грандиозны. Взаимное расположение звезд в пределах созвездий практически не меняются из века в век. Солнце, Луна и прочие тела нашей Солнечной системы изо дня в день и из тысячелетия в тысячелетие совершают свой раз и навсегда предначертанный путь как главные персонажи на гигантском "заднике" звездного неба со всеми его светилами и галактиками. Кстати сказать, сам термин "планета* восходит к латинскому слову, означающему "странник".
Путь, по которому движутся Солнце и планеты, отнюдь не случаен. В своем пути вокруг Солнца планеты, на взгляд наблюдателя, находящегося на Земле, располагаются очень близко к воображаемой плоскости, простирающейся от экватора Земли и охватывающей всю Солнечную систему. На самом же деле плоскость планет несколько смещена к северу и к югу от экватора, поскольку сама Земля также немного наклонена относительно этой оси. Этим наклоном земной оси объясняется и смена времен года на Земле, ибо в одной части ее орбиты вокруг Солнца каждый день несколько дольше обращено к свету Северное полушарие Земли, а в другой части орбиты Южное полушарие. Кроме того, летом солнечному свету легче проникать сквозь атмосферу и нагревать поверхность Земли на стороне, обращенной к Солнцу. Солнечному свету приходится освещать летом и зимой разную площадь поверхности, в зависимости от угла падения солнечных лучей на Землю.
Плоскость, по которой, на взгляд наблюдателя, находящегося на Земле, вращаются по своим орбитам Солнце и планеты, принято называть плоскостью эклиптики. Эту плоскость как бы окружает пояс из 12 созвездий, называемых зодиакальными. В исторической ретроспективе зодиакальные созвездия оказали поистине громадное влияние на мифологические представления человечества. На Западе в рамках этих созвездий можно найти образы практически всех богов, богинь и героев древнегреческой мифологии. Что касается самих этих созвездий, то зодиакальные созвездия на самом деле представляют собой мало связанные друг с другом звезды, находящиеся на весьма и весьма разных расстояниях от Земли. Однако для наблюдателя, находящегося на Земле, они образуют легко узнаваемые "фигурки". Всего зодиакальных созвездий насчитывается 12, и они более или менее равномерно расположены вокруг плоскости эклиптики. На прохождение через любое из этих созвездий Солнцу требуется ровно 1/12 часть года*. Зодиакальные созвездия и соответствующие им знаки зодиака это весьма полезные ориентиры для наблюдений за положениями Солнца, Луны и планет, ибо астрономы установили, что все без исключения объекты нашей Солнечной системы в любое время можно найти в одном из этих зодиакальных созвездий.
*Имеется в виду земной год. (Прим. пёр.) |
---|
Когда и где зодиакальные созвездия впервые получили свои странные имена, остается загадкой. Астрономы и астрологи на протяжении тысячелетий используют практически одни и те же ориентиры на небосводе, и вариации на тему зодиака существуют во всех культурах мира. Впрочем, несколько неожиданный свет на проблему происхождения зодиака пролило любопытное исследование, предпринятое сравнительно недавно двумя профессорами университета в Глазго. Существует феномен, известный как прецессия (предварение) равноденствий. Он возникает в связи с тем, что Земля как бы "раскачивается", словно верхушка волчка. Результатом этого феномена является то, что точки, в которых плоскость эклиптики пересекает небесный экватор (небесный экватор представляет собой проекцию экватора Земли на небосвод), не всегда располагаются в тех же самых зодиакальных созвездиях, в каких они находились бы, если бы Земля вращалась вокруг своей оси без всяких колебаний. Прецессия равноденствий астрономическое явление, имеющее поистине громадный цикл, полный круг которого занимает более 25 тыс. лет. Понять существо этого небесного феномена достаточно сложно, однако для нашей повседневной жизни он имеет ничуть не большее значение, чем во времена ми-нойской культуры. Однако оно дает нам ключи к разгадке происхождения названий зодиакальных созвездий.
В период между 1965 и 1984 гг. Овенден и Рой, профессора университета в Глазго, исследовали феномен прецессии равноденствий и пришли к выводу, что при помощи современного компьютера можно вычислить, когда и где люди впервые могли наблюдать и зафиксировать в памяти зодиакальные созвездия. Оказалось, что это могло произойти около 2000 г. до н.э., плюс-минус век-два в точке, находящейся на широте примерно 36° от экватора Земли, Единственной культурой, удовлетворявшей этим требованиям географического местоположения и времени, была минойская цивилизация на острове Крит. Никаких других цивилизаций, обладавших достаточными познаниями в астрономии, чтобы разделить звездное небо на сектора, в ту же эпоху и на той же широте не существовало. Разумеется, сегодня невозможно установить, какие именно названия дали минойцы зодиакальным созвездиям, которые с тех пор Почти не трансформировались, но вряд ли можно сомневаться в том, что минойцы насчитали именно 12 таких созвездий и использовали их в качестве универсального метода для измерения времени движения Солнца по плоскости эклиптики. Открытие профессоров Овендена и Роя создало для современной астрономии неожиданную и удобную систему координат, начало которой было положено на острове Крит примерно в ту же эпоху, когда был создан изучаемый нами Фестский диск.
Это явилось важным, хотя и косвенным аргументом в поддержку не только версии о том, что Фестский диск представлял собой календарь, но и в подтверждение гипотезы о том, что расположение символов и линий на диске отнюдь не хаотично и несет вполне конкретный математический смысл. Если минойцы действительно были способны заметить зодиакальные созвездия, можно не сомневаться, что они были в состоянии использовать эти знания для создания календаря. Поскольку одна двенадцатая часть времени прохождения Солнца по эклиптике занимает период между 30 и 31 днем, можно с уверенностью утверждать, что минойцы знали это и учитывали эту информацию при создании своего календаря. И что еще более важно, минойцы обладали достаточно высоким интеллектом и познаниями для того, чтобы заниматься этими чисто теоретическими научными изысканиями, которые имеют ценность лишь для тех, кто ведет регулярные наблюдения звезд и планет.
Внимательно рассматривая древние артефакты, представленные в музее в Гераклионе на Крите, я заметил, что хотя на них сохранилось немало отдельных иероглифических знаков и фрагментов текста, среди этих знаков нет ни одного, который хотя бы отдаленно напоминал наши современные символы знаков зодиака. Впрочем, это и неудивительно. Астрологам и астрономам потребовалось почти 4 тысячи лет, чтобы создать современные пиктограммы, известные сегодня как знаки зодиака. В каждой культуре существовали свои собственные символы и пиктограммы для обозначения знаков зодиака и планет, и можно не сомневаться, что и минойские звездочеты пользовались своими особыми знаками. И хотя бы некоторые из минойских символов знаков зодиака и планет вполне могли быть запечатлены на Фестском диске.
Минойская цивилизация погибла около 1450 г. до н.э. в результате грандиозного пожара, уничтожившего большинство городов и селений на острове. Однако обширные астрономические знания, накопленные этой цивилизацией, не были утрачены полностью. Их заимствовали греки, пришедшие на смену минойцам, и в особенности греческие астрономы, в частности Евдокс (408-355 гг. до н.э.)* и Гиппарх (190-125 гг. до н.э.)**, повторившие и доказавшие достоверность ряда более древних наблюдений. По моему мнению, они проделали те же наблюдения, не вполне понимая суть открытий и измерений, сделанных еще минойцами. В результате на протяжении многих веков в науке бытовала искаженная минойская картина мира и звездного неба.
*Имеется в виду Евдокс Книдский, греческий астроном, математик и врач,
ученик Архита. Поддерживал тесные научные контакты с Платоном. Пытался
представить движение небесных тел в виде системы вращающихся сфер. Вычислил
примерный объем Земли, которую считал шарообразной. (Прим. пер.) |
---|
Значительная часть современной науки зиждется на фундаментах, заложенных еще древними греками. Но вполне резонно утверждать, что мы иной раз слишком спешим объявить все открытия, совершенные в период классической античности, плодами усилий ученых мужей Греции, тогда как на самом деле они всего лишь заново открыли то, что было известно задолго до возникновения самой греческой цивилизации. В конце концов, не секрет, что многие древнегреческие ученые странствовали по свету в поисках неизвестных им источников знаний. Более чем вероятно, что кое-какие фрагменты астрономических знаний минойцев могли сохраниться и после гибели минойской цивилизации, в частности в Древнем Египте, и что это наследие и было усвоено древними греками. Столь же вероятно, что те же самые фрагменты минойского наследия, без сомнения, переработанные и трансформированные за долгие века, впоследствии получили универсальное распространение и легли в основу современной астрономии и геометрии. Фестский диск, давным-давно лежавший под руинами забытого дворца в эпоху расцвета классической Греции, возможно, представляет собой лишь незначительную часть изобретений, отражающих ту первоначально единую систему представлений о Вселенной, которая впоследствии получила развитие в городах-государствах Древней Греции.
Обладание астрономическими знаниями означало власть над человечеством. Такие знания обычно хра-нятся в глубокой тайне, и на Крите, даже в минойскую эпоху, они были достоянием немногих избранных, которые понимали, какую весть несут диски, аналогичные найденному в Фесте. Вполне возможно, что когда около 1450 г. до н.э. обрушились колоннады Кносского дворца, это положило конец расцвету математического гения минойцев, носителями которого были жрецы и жрицы, унесшие свои знания в могилу. Возможно, что Фестский диск это последнее уцелевшее звено, связующее нас с прежней картиной представлений о мироздании, звено, пребывавшее в забвении около 4 тысячелетий. От всего пышного цветения минойской культуры нам остался только один этот диск, хотя не исключено и даже вполне вероятно, что в древности существовало много аналогичных дисков, отражавших ту же модель Вселенной и основанных на тех же самых математических принципах. И если все они, как и дошедший до нас экземпляр, были сделаны из глины, то нисколько не удивительно, что другие диски просто не смогли выдержать испытание временем.
В своей превосходной книге "Белая богиня" Роберт Грейвс приводит историю мифического персонажа по имени Паламед. Известно, что древние авторы подчеркивали связь Паламеда с Критом. Считается, что он сражался на стороне греков во время Троянской войны и был погребен на Мизийском побережье Малой Азии, напротив острова Лесбос. Именно Паламеду приписывали изобретение алфавита, маяка, системы мер, весов и диска, хотя в то же время постоянно подчеркивается, что на самом деле Паламед попросту заимствовал свои изобретения на Древнем Крите. Что касается алфавита, то он мог стать развитием иероглифического письма, образец которого мы видим на Фестском диске. По-видимому, упоминание диска в числе изобретений Пала-меда относится к любому диску вообще. Однако не будет совсем уж беспочвенным предположение о том, что диски могли выполнять некие конкретные функции. Тот факт, что диск упомянут в контексте наиболее важных изобретений, может оказаться весьма примечательным.