kladina.narod.ru
Дмитриенко А.
Памятники слогового письма древних славян. М., 2001 г. Стр. 18-28.

КРИТО-МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

В XXII ст. до Р.Х. в регионе Эгейского моря происходят значительные изменения: существовавшие здесь до этого момента достаточно развитые культурные центры в короткий период времени разрушаются вследствие вторжения новых племен . Античная традиция называет этих пришельцев пеласгами. Пеласги селятся на Кикладских островах и в Арголиде (юг Пелопоннеса), но главным центром их будущей могущественной морской державы становится остров Крит.

В короткий срок пеласги создают сильнейший по тем временам флот и берут под свой контроль водные просторы всего Средиземноморья. Оборонительные укрепления, поначалу появляющиеся на Крите, в дальнейшем совершенно исчезают, что говорит о полной уверенности критян в своей неуязвимости.

По всему Криту протягиваются замечательные дороги, связавшие друг с другом самые отдаленные уголки острова. Правители Крита строят роскошные дворцы, известнейший из которых – кносский дворец – включал в себя около тысячи помещений общей площадью 16 тыс кв.м. Стены дворцов расписываются прекрасными фресками.

Очень скоро критяне, опираясь на свой могучий флот, разворачивают широкомасштабную экономическую экспансию. Великолепная критская керамика появляется практически во всех регионах Средиземного моря. Уже в начале II тысячелетия критяне занимают остров Кипр и берут под свой контроль одно из крупнейших по тем временам месторождений меди. Часто посещавших Египет критян египтяне называли ''людьми с красной кожей''. [Точно так же в раннем средневековье восточные географы станут называть славян. Ибн-Фадлан о русах: ''подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом…''. Низами Гянждеви (''Искандернаме''): ''Краснолицые русы сверкали. Они / Так сверкали, как магов сверкают огни'' (цит. по: Русь и варяги. Сб.ст. М.,1999, с. 208).]

Но критские мореходы не ограничиваются только Средиземноморьем. Изображения летучих рыб на фресках свидетельствуют о том, что критяне добирались до экваториальной зоны Атлантики (Резанов И.А. Атлантиды: фантазия или реальность? М.,1975, с. 130); да и в самой Африке имеются прямые свидетельства пребывания там пеласгов: в горном массиве Брандберг (Юго-Западная Африка) обнаружена наскальная фреска с изображением дамы, чей костюм соответствует тем, которые носили женщины Крита (67. Непомнящий Н. Прыжок эланды.//Вокруг света, 1979/11).

В северном направлении критяне проникают столь же далеко: по всему западному побережью Европы, а также на Британских островах встречаются различные критские изделия, а в Швеции известно изображение критского корабля, датируемое XVIII ст. до Р.Х. (Василевский Л. Куда уплыл Улисс?//ТМ, 1975/1).

Не исключено, что критянам была известна и дорога в Америку: среди легенд Нового света есть легенды, повествующие о прибытии с востока, со стороны Атлантического океана, белокожих и рыжебородых богов (Резанов И.А. Атлантиды: фантазия или реальность? М.,1975, с. 131), сохранились даже их цветные изображения (Тур Хейердал. Говорят бородатые боги.//Вокруг света, 1974/3). [Впоследствии эти легенды помогли Кортесу сравнительно легко завоевать Мексику: аборигены, увидев белых бородатых пришельцев, приняли их за тех самых легендарных богов.]

Значительную роль в религии критян играл культ быка, отголоски которого сохранились в мифе о Минотавре. На фресках, каменных и глиняных сосудах часто встречаются изображения игр с быками, в которых юноши и девушки проявляли свою смелость и ловкость. Древнейшие изображения этих игр относятся еще к XXII ст. до Р.Х. (Резанов И.А. Атлантиды: фантазия или реальность? М.,1975, с. 99.) Сам культ быка типологически очень близок к аналогичным культам в культурах Синташта Южного Зауралья и Чатал-Гююк Анатолии (Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989, с. 61).

Спустя два столетия после прихода пеласгов, в XX ст. до Р.Х. в Эгеиде появляется вторая волна переселенцев. ''В Арголиде, Коринфии и на Кикладах они встретили уже население, схожего с ними образа жизни и говорящее на родственном им языке. Поэтому их закрепление на новых местах проходило в большинстве случаев мирным путем, результатом чего явились не уничтожение ранее существовавших селений, а лишь некоторые частичные изменения, довольно хорошо засвидетельствованные археологически. И наоборот, в прочих областях греческого мира - там, где пришельцы встретили более древнее население иной этнической принадлежности, - они беспощадно убивали, грабили и разрушали их селения.'' (Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1991, с. 237.) Вскоре в XIX ст. до Р.Х. другая ветвь этой волны появляется и на западном побережье Малой Азии. В хеттских документах район их расселения именуется страной Лукка, а в исторической науке принято пользоваться определением Троада – по названию гомеровской Трои.

В отличие от пеласгов, пришедших в Грецию и на Крит морем откуда-то с востока, вторая волна (ахейцы и троянцы) появилась в Эгеиде со стороны Северных Балкан и не характеризовалась столь высоким уровнем культурного развития. В самой Греции ахейцы располагают свои селения внутри страны, в удаленных от моря местах, предпочитая земледелие и скотоводство морскому делу. Им уже приходится серьезно заботиться о собственной безопасности и укреплять свои зарождающиеся города оборонительными сооружениями. Сама культура ахейцев, наполненная воинственностью, резко контрастирует с миролюбивостью критского искусства и полным отсутствием в нём военной тематики.

В течении нескольких последующих столетий ахейцы и пеласги мирно сосуществуют рядом, между ними не происходит каких-либо заметных столкновений. И может быть еще не скоро ахейцы достигли культурного уровня Крита, если бы не коренные перемены, произошедшие в развитии Ахейской Греции и связанные с появлением на Южных Балканах третьей волны переселенцев.

За тысячи километров от Эгейского моря, в степях Южного Урала и Юго-Западной Сибири в XVIII ст. до Р.Х. таинственным образом появляется высокоразвитая культура Синташта, названная так по первому открытому археологами поселению этой культуры.

Синташта состояла из нескольких десятков селений-протогородов, представлявших собой крепости с заранее спланированной системой обороны, двухэтажными домами и единой системой отвода дождевой воды. Население этих городов, среди которых наилучшим образом сохранился Аркаим, владело исключительным уровнем металлургического мастерства. Прямо в домах были вырыты колодцы, благодаря чему для выплавки металла использовалась естественная тяга, а не трудоёмкие меха.

Но вот в XVI ст до Р.Х. культура Синташта неожиданно прекращает своё существование. Население снимается с насиженных мест, предавая свои города, подобно трипольцам, огню. Причем, уходит только городское население, земледельцы же остаются, продолжая существовать здесь как Андроновская культура, из которой спустя столетия выйдут исторические киммерийцы (Иванчик А.И. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги дискуссии.//ВДИ, 1999/2), скифы и сарматы.

Снявшиеся с места синташтинцы берут курс на запад. Перевалив через Урал, они разделяются на две части. Часть их поворачивает на север, в сторону Камы и ''растворяется'' в северных лесах Восточной Европы. Свидетельства её пребывания где-то в приполярье мы обнаруживаем в сказаниях античных авторов о гипербореях. А историк раннего средневековья Павсаний (XI в.) даже пишет, что храм Апполона в Дельфах был основан прибывшими сюда гиперборейцами, один из которых по имени Олен стал первым дельфийским жрецом. (Также см.: Никитин А. Беломорский Геракл.//Вокруг света, 1983/5.)

Другая же часть синташтинцев двинулась далее на запад и, миновав Молдавию, спустилась к Южным Балканам (Черных Е. Загадка бронзовой цепи.//Вокруг света, 1969/1).

Приход синташтинцев-металлургов в Ахейскую Грецию ознаменовался резким культурным и производственным подъемом, археологически засвидетельствованным в первую очередь по материалам захоронений.

В итоге, к началу 2 пол. XV в. до Р.Х. изготовлявшиеся в материковой Греции предметы достигают такого высокого уровня, что по большому счету уже ни в чем не уступают критским образцам.

Но пришельцы из Южного Урала были не только искусными металлургами, они обладали и самыми высокими в Древнем мире астрономическими знаниями. Ведь Аркаим, как показали исследования астроархеолога К. К. Быструшкина, представлял из себя не просто укрепленное селение, но являлся сложной обсерваторией, способной наблюдать при помощи самих крепостных конструкций и расположенных в окрестностях искуственных точек-ориентиров все 18 астрономических явлений, связанных с солнцем и луной (Озаренов Ф. Русский след уходящих арьев.// Варвары. Сб. ст. М.,1999). Переселившись на Балканы, синташтинцы не забыли своих знаний, однако их применение в полном объеме было невозможно на этих широтах, так как максимальное количество астрономических явлений можно наблюдать только на 52 градусе широты, на котором как раз и располагался Аркаим. Поэтому новую обсерваторию синташтинцы ставят на Британских островах, хорошо известных к этому времени критским мореплавателям. Это тот самый знаменитый Стоунхендж, а точнее Стоунхендж-3,так как построен он был на месте более раннего Стоунхенджа-1, от которого сохранились лишь круговые ряды лунок. Как астрономические инструменты и Стоунхендж-1 и Стоунхендж-3 практически идентичны Аркаиму (Быструшкин К. Аркаим – великая обсерватория древности.//НиЖ,1996/12), лишь с той разницей, что , в отличие от Аркаима, Стоунхендж-3 фиксировал только 15 астрономических явлений. Весьма характерна следующая закономерность: и Аркаим, и Стоунхендж-3 как обсерватории должны были действовать с наибольшей точностью в XXVIII ст. до Р.Х. (это связано с явлением прецессии земной оси), в то время как первый был построен в XVIII ст. до Р.Х., а второй – в XVI-XV ст. до Р.Х. Однако эта дата в точности соответствует установленному возрасту Стоунхенджа-1. Т. е. здесь мы наблюдаем прямую преемственность ''Британия – Южный Урал – Британия'' в течении 1200 лет.

Экономический подъем в Ахейской Греции волею судеб совпал с концом критского господства на море. Около 1450 г. до Р.Х. в Эгейском море происходит страшная катастрофа, положившая конец Критской державе. Речь идет о взрыве вулкана на острове Санторин, расположенном в 130 км к северу от Крита, повлекшем за собой землетрясение и огромные волны цунами. Землетрясения на Крите случались и раньше (1700 и 1580 г.г.), и после каждого из них население вновь восстанавливало разрушенные города, а на месте рухнувших дворцов критские правители выстраивали новые, еще более искусные дворцы. Но эта катастрофа превзошла все предыдущие. Страшное землетрясение сменилось волнами цунами высотой в десятки метров, и в довершение на землю посыпался ядовитый пепел, тучами расходившийся от Санторина. Даже в Египте пеплопад длился девять дней. Пепел, покрывший всю землю, вызвал массовый падеж скота и на долгие годы отравил пахотные поля. Часть переживших катастрофу пеласгов покидает остров и переселяется на Кипр, расположенный в 550 км от Санторина и мало пострадавший от взрыва вулкана. После гибели Критской державы Кипр становится одним из самых крупных центров Эгейской культуры.

Опустошенный Крит заселяется материковыми ахейцами, не столь прихотливыми, как их предшественники. Власть на Крите и на Кикладских островах переходит к ахейским правящим династиям. Ахейцы быстро заполняют нишу, оставленную пеласгами, и теперь уже их корабли, наполненные товарами, уверенно бороздят воды Средиземного моря.

Период в истории Греции между XVI и XI ст. до Р.Х. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции – Микен, расположенного в Арголиде – области синтеза пеласгийской и ахейской переселенческих волн.

В XV-XIV в.в. в Греции наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Растет количество как мелких населенных пунктов, так и крупных городов. Однако демографический взрыв в условиях ограниченного земельного фонда неизбежно породил проблему избыточного населения. Начинается длительный период морской колонизации. Внимание ахейцев в первую очередь привлекло ближайшее побережье Малой Азии. Пользуясь ослаблением Хетской державы, ахейцы основывают на малоазийском побережье множество своих поселений, центром которых становится Милет. Около 1300 г. до Р.Х. город погибает в пожаре, но вскоре заново отстраивается и окружается мощной оборонительной стеной. Хетты предпочитают поддерживать с колонистами дружеские отношения, так как за ними стояли могущественные Микены и непобедимый флот ахеян.

Между тем в самой Греции всё явственней начинают проявляться признаки ''переразвития''. Неуклонно растет имущественная дифференциация, не исключено и появление института рабства. Разрываются родовые связи между простонародьем и его аристократией, высшие слои общества замыкаются сами в себе. Общество охватывает жажда накопления материальных ценностей. Всё это вкупе с так и не разрешенной демографической проблемой приводит к внутреннему ''перегреву'' ахейского общества, вылившемуся в ожесточенные распри и междуусобицы. [Около 1400 г. до Р.Х. пожар, вызванный вражеским нападением, уничтожает кносский дворец, который более уже никогда не восстанавливается. Сохраненные античными греками исторические легенды также повествуют о длившейся на протяжении двух поколений войне между Фиванским царством и союзом аргосских царей.]

Особенно ощутимо последствия внутренней нестабильности стали проявляться во 2 пол. XIII ст. до Р.Х. После 1250-х г.г. сокращаются торговые связи с Египтом, Италией и Сицилией. Теряют ахейцы и свои северные рынки, что было связано со значительными племенными передвижениями и частыми военными столкновениями на Северных Балканах, вызванными так же имевшим здесь место ростом численности населения.

Единственный способ поправить своё материальное положение и одновременно решить демографическую проблему ахейские правители видят во внешней военной кампании. Во главе создающейся коалиции становятся Микены, обладавшие в то время безспорным господством на море, а целью кампании становится малоазийская Троя, пережившая незадолго до этого крупное землетрясение, ослабившее её обороноспособность.

Братоубийственная Троянская война настолько поразила современников, что на основе её событий возникает целый Троянский эпос, послуживший материалом для создания гомеровских ''Илиады'' и ''Одиссеи''. В первый и последний раз в своей истории Ахейская Греция выступила как единое целое. Но как только закончился Троянский поход, так и не оправдавший тех ожиданий, которые были на него возложены, ахейцы с еще большим усердием взялись за взаимное истребление. В течение последующих восьмидесяти лет между взятием Трои и приходом греков-дорийцев (около 1210-1120-х г.г.) большинство дворцовых комплексов и городов Греции предаются огню и разрушению и уже более не восстанавливаются. Деморализованное и совершенно разоренное непрекращающимися войнами население в безсилии опускает руки. Чахнет торговля, зарастают сорной травой поля. Трупы павших воинов и погибших при осаде горожан так и остаются лежать там, где настигла их смерть. Одна за другой в разных районах ахейской земли вспыхивают страшные эпидемии, ''очищающие'' целые области, до того густонаселенные. Начинается массовое бегство ахейцев из Греции, так что пришедшие на их место доряне не завоевывают, а всего лишь занимают опустевшую страну. Лишь в горной Арголиде в центре Пелопонесса да в области Ахайя в его северной части дорийцы сталкиваются с пережившими эпидемии коренными жителями, постепенная ассимиляция которых растягивается на века. Оставляются ахейцами также Крит и Кикладские острова. Окончательный же конец Микенской цивилизации наступает с разрушением в 1125 г. до Р.Х. Микен (Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1991, с. 267-274).

Часть переселенцев оседает на западном побережье Малой Азии и в дальнейшем известна там под именами ликийцев и карийцев (Молчанов А.А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции 2 тысячелетия до н.э. М.,2000, с. 86). Часть из них перебирается на Кипр, а так же на остров Сардинию (культура ''строителей башен'') (Щербаков В. Близкие и далекие этруски.//ТМ, 1984/5). Под именем филистимлян (позднейшие галилеяне) появляются ахейцы и в Палестине. [Библия повествует о филистимлянах, вышедших из Кафтора (т.е. Крита), захвативших приморскую полосу Южной Сирии и на протяжении ''сорока лет'' властвовавших над народом израильским. Керамика филистимлян идентична керамике острова Кипр и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднеминойскому времени (Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. Л.,1986, с. 101).]

* * *

Письменность Крито-Микенской цивилизации за время своего существования прошла три основных этапа развития:

1. XX-XVI ст. до Р.Х. –Линейное письмо класса А (Линейное А). [Письмо, которым выполнены надписи на критских печатках (1-я четв. II тыс. до Р.Х.), т. н. критское пиктографическое письмо, не следует выделять в отдельный тип, поскольку оно существовало одновременно с Линейным А и, на наш взгляд, представляло из себя лишь его стилизованную разновидность, в которой часть знаков была заменена на идеограммы.]

Им написаны десятки текстов на глиняных табличках из дворцов Крита. Краткие надписи так же встречаются на сосудах. Кроме этого, линейные надписи А найдены: одна в Эмали (область Ликия в Малой Азии), другая – в сирийском городе Угарит (на вотивном серебряном блюде), а также отдельный знак, начертанный над клинописным текстом сосуда из Газера в Палестине (XVII ст. до Р.Х.). В континентальной Греции не обнаружено.

Часть знаков отличает характерная для рунических алфавитов прямолинейность, что, несомненно, говорит в пользу северных истоков Линейного А. Так же в Линейном А широко представлены идеограммы.

Своеобразным памятником этого письма является Фестский диск, найденный в 1908 году на Крите в одном из боковых строений царского дворца на акрополе Феста и датируемый XVII (или XVI) ст. до Р.Х. Диск (диаметром около 16 см), изготовленный из хорошо обожженной глины, с обеих сторон покрыт спирально идущей надписью, знаки которой нанесены на поверхность с помощью 46 различных деревянных или металлических штампов. Фактически, Фестский диск – это первый в мировой практике печатный документ. Диск изготовлен не из критской глины, а значит привезен на остров либо с ближайших островов Эгейского моря, либо с континентальной Греции. Почти половина всех идеограмм диска находит прямые аналогии в Линейном А. [Весьма примечательно, что в северобалканской культуре Ватина-Вршаца (северные районы Югославии), которая наряду с другими культурами этого региона испытывала значительное культурное влияние со стороны Крито-Микенского мира, известны надписи на предметах, датируемых XVI ст. до Р.Х., представляющие из себя сильно орнаментированный вариант Линейного А (Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1991, с. 67). Не случайно же примерно в этих местах впоследствии будет создана глаголица, чьи отдельные литеры находят свои прямые параллели среди знаков Фестского диска и Линейного А и Б.]

2. XV-XII ст. до Р.Х. -Линейное письмо класса Б. На Крите найдено 3400 глиняных табличек с этим письмом. В материковой Греции: в мессенском Пилосе – 1100, в Микенах – 75, в Тиринфе – 6, в Фивах – 45; а также 140 надписей на обломках сосудов из этих же мест. Кроме этого, линейные надписи Б найдены: линейные знаки на кирпичах в районе к западу от среднего течения р. Иордан и три текста на глиняных табличках в местности Тель-Дейр-Алла в Иордании (XII ст. до Р.Х.).

97 % надписей Линейного Б составляют таблички из дворцовых архивов. Основная часть табличек из материковой Греции датируется XII ст. до Р.Х., т. е. временем разрушения большинства микенских дворцов (Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1991, с. 58, 65).

Линейное Б представляет из себя дальнейший процесс приспособления письма к технике нанесения литер на глину. Идеограммы в нем практически исчезают, а на их месте появляются новые, более простые в исполнении знаки. Линейное Б с полной уверенностью можно охарактеризовать как ''скоропись''.

3. Конец XVI-XII ст. до Р.Х. -Кипрское слоговое письмо. Представлено в основном краткими надписями, главным образом, на керамике, а также на глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых неясно. Более пространные тексты: обломок толстой глиняной таблички из Энкоми (рубеж XVI-XV в.в. до Р.Х.), на котором сохранились только три строки надписи; три таблички из того же Энкоми с сильно поврежденными текстами (459, 495 и 533 знака), датируемые концом XIII-XII в.в. до Р.Х. Кроме этого: обломок таблички с кипро-минойским текстом найден в Угарите (Сирийско-Финикийское побережье) (Молчанов А.А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции 2 тысячелетия до н.э. М.,2000, с. 37-38).

Кипрское слоговое письмо представляет из себя результат сильного воздействия на Линейное А и Б клинописи Востока.

---------------

Также см.: Этруская цивилизация//Дмитриенко А. Памятники слогового письма древних славян. М., 2001 г.

Вся книга в djvu-формате (15 mb)

Сайт создан в системе uCoz