Часть 6. САМАЯ ДРЕВНЯЯ НА ЗЕМЛЕ
"В 1961 году научный мир облетела весть об археологической
сенсации. Неожиданная находка обнаружена в Трансильвании, в маленьком
румынском поселке Тэртерии. Всеобщее восхищение вызвали три крохотные
глиняные таблички. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских.
Остается только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко
за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно
не ожидали, очутилось древнейшее на сей день в истории человечества письмо"
Из газетной хроники 60-х годов |
---|
"Берега реки, по которой
бурлачили корабли, травой заросли..."
Из шумерской поэмы
"Проклятие над Аккадом"
Сейчас на земле Двуречья, в долине Тигра и Евфрата, звучит арабская речь. Две тысячи лет назад здесь говорили по-арамейски. Еще две тысячи лет назад (т.е. за две тысячи лет до нашей эры и за четыре тысячи - до наших дней) в Двуречье господствовала речь аккадцев. А если мы углубимся во тьму времен еще на две тысячи лет, то обнаружим, что около шести тысячелетий назад тут говорили по-шумерски. И не только говорили, но и писали. До нас дошло большое число "глиняных книг", обожженных табличек, покрытых рисуночными знаками.
Шумерские письмена позволили, вроде бы, ученым проследить сложный путь превращения знаков-рисунков в фонетические знаки, в знаки подлинного письма, передающего звуковую речь, но вот следов шумерской пиктографии до сих пор в земле Двуречья найти не удалось. Почему?
Исследования последних лет - археологические, лингвистические, антропологические - показали, что не шумеры были аборигенами Двуречья. Они, а позднее аккадцы, ассирийцы, персы, арабы, пришли сюда первые, хотя и очень в глубокой древности. И застали на своей новой родине не племена, живущие в век камня, а уже сложившуюся цивилизацию, лучшие достижения которой они и унаследовали, и развили (позднее эта "эстафета" перешла к вавилонянам, которые по сути дела являются теми же шумерами, но говорящими на другом языке). Таким образом, цивилизация в Двуречье - дело рук не шумеров, а их предшественников "протошумеров". Обычно приставка "прото" употребляется в смысле "первые", "ранние", "самые первые". Однако предшественники шумеров говорили не по-шумерски, их язык был иным. Поэтому в науке принято другое наименование творцов древнейшей цивилизации Двуречья (по времени возникновения она до недавнего времени являлась самой ранней цивилизацией на нашей планете). По имени холма, где впервые эта цивилизация была обнаружена и который по-арабски называется "Эль-Убайд", их называют "убаидцами". Происхождение убаидцев до сих пор остается загадочным. Дело в том, что "люди убаидской культуры как-то сразу и внезапно осваивают плодородные земли низовьев Тигра и Евфрата, основывают здесь первые поселки, которые позднее вырастут в знаменитые шумерские города. Эти пришельцы предстают перед нами с самого начала как носители высокоразвитой культуры".
Холм Эль-Убайд, где впервые были обнаружены памятники убаидской культуры, находится на юге Двуречья. Рядом с ним расположен Эриду, самый южный изо всех городов древнего Двуречья. Отсюда, из древнего Эриду, убаидская культура стала распространяться по долинам Тигра и Евфрата.
Раскопками археологов, таким образом, подтвердились легенды древних обитателей Двуречья, согласно которым в Эриду людям была дана царская власть, а также дарованы основные достижения цивилизации. Впервые европейцы узнали эту легенду от вавилонского жреца по имени Берос, жившего во времена Александра Македонского. Берос написал специально для греков, ставших хозяевами Двуречья, историю своей страны с древнейших времен вплоть до ее последних владык, персов. К сожалению, сочинение вавилонского жреца до нас не дошло: мы можем судить о нем лишь по отрывкам, приводимым в виде цитат в трудах различных античных авторов. Вот что говорит Берос о происхождении цивилизации Двуречья:
"Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Все тело зверя того было рыбье, только под рыбьей головой у него была другая, человеческая, речь его также была человеческая. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, не принимая никакой пищи, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы, вводить законы и мерить землю, показал им, как сеять зерно и собирать хлеб, - словом, обучил их всему, что смягчает нравы, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрел, А когда солнце заходило, этот удивитель Оанн погружался опять в море и проводил ночи в пучине, ибо там был его дом. Он написал книгу о начале мира и о том, как он возник, и вручил ее людям".
Эритрейское море - это название индийского океана. "Там где оно граничит с Вавилонией", - северная оконечность.Персидского залива. Но кто этот "удивительный Оанн"? Долгое время рассказ Бероса считался плодом фантазии. Когда же в прошлом столетии были открыты, а затем прочтены "глиняные книги" Двуречья, оказалось, что сообщение Бероса - это пересказ вавилонского мифа о приходе божества воды Эа (Оанн - греческая транскрипция его имени). В XX веке выяснилось, что вавилонский бог Эа имеет своего предшественника в виде шумерского божества Энки. Вавилоняне вместе с достижениями культуры шумеров перенимали многое и из их мифологии, в том числе и божество Энки, переделав его в Эа. Совсем же недавно было доказано, что слово Энки - не шумерское, а убаидское; божество это, стало быть, своим происхождением обязано религии создателей древнейшей цивилизации Двуречья.
Бог Энки пришел в Эриду и научил людей ремеслам, строительству, искусству письма, игре на музыкальных инструментах, правосудию и многим другим наукам и искусствам. Прежде же Энки жил в таинственной стране Дильмун.
Ищите и обрящите.
Лингвисты, топонимисты, изучающие географические наименования, этнологи, изучающие древнее и современное расселение народностей, употребляют термин "субстрат" по отношению к языкам, географическим названиям, народам, которые предшествовали изучаемым. Исследуя знаки древних письмен, также можно назвать "субстратом" некую первоначальную основу, систему рисуночных знаков, предшествовавшую появлению протошумерского письма.
Поскольку первыми создателями цивилизации Двуречья были убаидцы, можно употребить термин "убаидская", говоря о древнейшей системе письма, существовавшей в Двуречье еще до появления там шумеров. Восприняв ее, шумеры создали свое письмо - протошумерское - на основе "убаидского", подобно тому как они восприняли и развили другие достижения убаидцев в области материальной и духовной культуры.
Но ведь население Двуречья (убаидцы) также является пришлым в долине Тигра и Евфрата; до них тут существовала иная, очень примитивная культура. Стало быть, не в Двуречье, а в ином месте надо искать истоки "убаидского письма", некое еще более древнее "протописьмо". От этого "протописьма" отделилось письмо убаидцев, когда они пришли из некоего "центра икс" на юг Двуречья. Вторая ветвь дала начало протоиндийскому письму, а третья - протоэламскому. (Помимо трех самых известных цивилизаций Древнего Востока - Двуречья, долины Нила (Египет) и Индостана существовала еще одна, не менее древняя, но гораздо менее известная - эламская. Об Эламе широкие круги читателей знают удивительно мало, а между тем здесь (эламиты обитали в горных областях Ирана) были раскопаны древнейшие города, шедевры изобразительного искусства, обнаружены зага-дочные письмена, которые до сих пока еще не расшифрованы. В эламской культуре есть много черт, общих с убаидской и протоиндийской культурами, а древнейшие письмена Элама, Двуречья и Индостана очень схожи между собой.)
Время формирования трех ветвей письменности: убаидской, эламской и протоиндийской отделено от нас промежутком в 5000-6000 лет.
Знаменательно, что к этой же эпохе относится и возникновение египетской письменности и цивилизации в долине Нила. Вполне допустимо, что помимо трех "основных" ветвей (убаидской, протоиндийской и эламской) неведомый "центр икс" дал еще одну "боковую", древнеегипетскую.
Возможных "адресов" "центра икс" называлось множество: Индокитай, Алтай, Кавказ и др. Но ни один из них не получил всеобщего признания.
Вот если бы удалось найти памятники письма, более древние, чем письмена Двуречья, и в то же время похожие на них, тогда вопрос о прародине убаидцев и искомом "центре икс" стал бы гораздо яснее.
И совершенно неожиданно мечта эта сбылась.
"Военная дорога, по которой катились колесницы,
заросла травой плача... в городе жилье превратилось
в руины"
В одной из областей Румынии, в Трансильвании, километрах в двадцати от поселка Тэртерия, находится холм Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскопали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические (рисуночные) знаки, прочерченные на обломках сосудов. Такие же знаки на черепках нашли и в родственном Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Потом Турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 году археологи перешли уже на холм Тэртерии и приступили к его раскопкам.
Работа ученых близилась к завершению; казалось, Тэртерия открыла все свои тайны... И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних идолов, браслет из морских раковин и... три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.
Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой.
У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. Таблички и знаки на них очень напоминали шумерские. Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании, когда самого Шумера еще и в помине не было! Это поражало воображение. Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках посуды из Турдаша-Винча. Сравнили их с тэртерийскими: сходство очевидное. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в начале VI - середине V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винча.
Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н.э., т.е. 8 тысяч лет тому назад, а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы.
Как жили первые земледельцы? Они обрабатывали Землю каменными орудиями и сеяли овес; строили глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые затем обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок рос ввысь.
А как выглядели древние обитатели Трансильвании? Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, помогают воссоздать их облик.
А сколько было найдено предметов, относящихся к религиозным воззрениям людей того периода! Все они свидетельствуют о том, что тогда был широко распространен культ женского божества, олицетворявшего плодородие.
Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем выполнен рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних обитателей Двуречья. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками.
Впрочем, откуда такая уверенность в датах? И как вообще удалось определить возраст тэртерийских табличек, если при раскопках Тэртерии не обнаружено остатков керамической посуды, по которой обычно датируются находки?
На помощь историкам пришли физики. Профессор Чикагского университета Вилард Либби разработал метод датировки по радиоактивному углероду С14, за что его впоследствии наградили Нобелевской премией.
Радиоактивный углерод С14, образующийся в атмосфере Земли в результате воздействия космического излучения, окисляется и усваивается растениями и животными. Однако его содержание в мертвых тканях постепенно убывает, при этом в определенный срок распадается определенное количество С14 Период полураспада С14 равен 5360 годам. Поэтому по количеству С14 в органических остатках можно определить время, прошедшее с момента гибели растения или животного. Метод В. Либби дает довольно высокую точность датировки +50-100 лет.
Так что же все-таки произошло в древнем святилище Тэртерии, где были найдены таблички, почти 7 тысяч лет тому назад?
В одной шумерской надписи, опубликованной С. Лэнгдоном, рассказывалось о ритуальном убийстве верховного жреца и избрании затем нового правителя. Возможно, нечто аналогичное происходило и в Тэртерии. Тело убитого жреца сожгли на священном костре. Рядом с покойным положили изображения богов - покровителей тэртерийской общины и священные таблички. О чем они? Какие мысли и откровения содержат в себе, сопровождая человека и после его смерти?
"...Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города..."
Н. Гумилев
На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством. А может быть, это сцена охоты, как считает первооткрыватель этих табличек археолог Н. Власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках.
Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?
Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре (Двуречье), снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, вторая изображает скорпиона, третья, по-видимому, - голова человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, было высказано предположение, что на табличке изображены тотемы: "козленок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица".
Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, еще одна поразительная случайность? Скорее всего, нет. Это совпадение наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня.
Это и многие другие обстоятельства привели в свое время к суждениям о существовании обратной связи Шумер - Тэртерия. В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштейн высказал предположение, что письменность в Тэртерии возникла под влиянием шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, настаивал М. С. Худ, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало их использовать в религиозных обрядах.
Конечно, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, но им можно возразить. Разве можно скопировать то, чего еще не существует?
Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие в V тысячелетии до нашей эры знаками, похожими на шумерские, когда еще и не существовал Шумер?
"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется..."
Тютчев
Древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Винча - Турдаш по письменным знакам на керамике, о чем уже было сказано выше, когда рассматривалась проблема "центра икс". Более того, знаки, полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое. Существует также тесная связь письменности Винчи с письменностью древнего Крита. Эту связь подметил советский археолог В. Титов. Он предполагал, что письменность Эгеиды уходит своими корнями на Балканы V-IV тысячелетия до н.э. Это предположение В. Титова побудило меня провести более тщательное сопоставление тэртерийских знаков со знаками критской письменности, которая, как следует из всей моей работы, является составной частью единой праславянской письменности.
Мое внимание привлекла третья, круглая, тэртерийская табличка (лист 41). Я провел сопоставление тэртерийских знаков со знаками праславянской письменности. Тэртерийским знакам, идентичным в графическом отношении праславянским, были присвоены фонетические значения последних (этимологический метод дешифровки), и ... полилась славянская речь!
РОБT UТЬ ВЫ ВИНЫ Ш-? Д'АРЬЖИ ОБЪ
РОБT - дети. Робя - дитя, ребенок (Срезневский)
UТЬ (ять) - возьмут. Яти, иму - взять, брать (Срезневский)
ВЫ - "вас" в значении "ваши". Вы - мест. 2-го лица, мн.ч.
-вы, вас, вам (Хабургаев)
ВИНЫ - вины, грехи. Вина - вина, грех, виноватость (Срезневский)
Д'АРЬЖИ(дяржи) - держитесь. Держати-дрьжати - держать (Срезневский)
ОБЪ - около. Объ-о - предлог - около (Срезневский)
В третьем поле таблички помимо знака , условно-фонетическое значение которого Ш-, имеет место еще один знак, начертание которого неясно. В связи с этим текст, помещенный в этой части таблички, восстановить не удается. И тем не менее текст всей таблички достаточно ясный и звучит так:
Дословный перевод:
Дети возьмут вас (ваши) вины, (потому?) держитесь около.
Современный перевод:
Дети примут грехи ваши - держитесь детей своих.