kladina.narod.ru
Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРАЗДНИКИ ЭТРУСКОВ И РИМЛЯН

ОРУЖИЕ ГРОМОВЕРЖЦЕВ

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СХЕМА ЭТРУССКОГО ПАНТЕОНА БОГИ НЕБА

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ИТАЛИЙСКИЕ АЛФАВИТЫ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРАЗДНИКИ ЭТРУСКОВ И РИМЛЯН

(С 22.12 по 20.01 идет знак Козерога).

ЯНВАРЬ

I - Первый день каждого месяца у римлян был посвящен творцу всех начал Янусу, в честь которого и назван этот месяц.

9 - Праздник АГОНИЙ в честь Януса.

II - День супруги Януса - Ютурны.

13 - Тринадцатый день каждого месяца - день Юпитера/Тина (С 21.01 по 19.02 идет знак Водолея).

ФЕВРАЛЬ

6 - Праздник Афродиты/Туран.

12 - Праздник римской и этрусской Дианы/ Аритими/ Тиур.

С 13 по 21 - дни поминовения усопших - ФЕБРАЛИИ, посвященные Манам - духам умерших родственников.

15 - Праздник ЛУПЕРКАЛИЙ (волчий) - посвящен богу пастбищ и защитнику пастбищ Фавну/Сефлансу.

(с 20.02 по 20.03 идет знак Рыб.)

21 - Последний день Манов - кульминация праздника умерших. 28 - Последний день римского года. ,

МАРТ

1 - Римский праздник МАТРОНАЛИЙ, посвященный женским духам Юно/Уно и богине Юноне/Уни.

9 - Праздник Афродиты/Туран и бога воскресающей природы Адониса/Фуфлунса.

14 - Римский праздник изгнания "старого" Марса/Мариса, обозначающий проводы прошлого года.

15 - Праздник жертвоприношения богине нового года - Анне Пе-рене.

17 - Римские ЛИБЕРАЛИИ, посвященные богу виноделия Бахусу/ Фуфлунсу, отождествляемому с богом плодородия и свободы Либером.

18 - День Афины/Менрвы.

19 - Существовал в Риме и в Фалерий праздник Quinquartrus, который совпадаете весенним равноденствием, когда Менрва мечет молнии. Праздник мог связываться с пробуждением природы и, по аналогии с греческими мифами, с выходом Прозерпины из Подземного царства.

(С 21.03 по 20.04 идет знак Овна.)

20/21. День весеннего равноденствия - начало года у многих народов. Греческой праздник молодой луны Селены/Нюкс.

30 - Римский праздник, посвященный богине луны (этрусск. Аритими).

АПРЕЛЬ

1 - Античные ВЕНЕРАЛИИ, посвященные Венере/АфродитеДуран. С 11 по 19 дни, посвященные богине плодородия Церере/Уни. 13 - Кульминация мистерий ЦЕРАЛИЙ в честь Цереры/Деметры/ Уни.

(С 21.04 по 21.05 идет знак Тельца.)

21 - Праздник ПАЛИЛИИ, посвященный богине пастухов и пастбищ Палес/Палеи.

23 - Римские ВИНАЛИИ в честь Венеры/Туран и Юпитера/Тина, посвященные плодородию садов и виноделию.

МАЙ

1 - Римский праздник принесения жертв богине плодородия земли Майе/Майесте/ Майус, в честь которой назван месяц, и богу-создателю плуга кузнецу Вулкану/Велхансу. В ранней римской и этрусской традиции был праздник, посвященный богине безумия Мании и богу Велхансу.

2 - Праздники доброй богини Боны Деи, отождествляемой с Майей. С 11 по 13 ЛЕМУРИИ, дни, посвященные Лемурам - духам-теням

умерших.

11 - День изгнания теней умерших - Лемуров. 9,11,13 - праздник почитания Нептуна. (С 22.05 по 21.06 идет знак Близнецов.)

ИЮНЬ

11 - Праздник замужних женшин - МАТРАЛИЯ, посвященный богине материнства Матер Матуте и богине плодородия садов и круговорота природы Фортуне.

С 13 по 16 в Риме отмечались КВИНКВАТРИИ - дни Минервы.

(С 22.06 по 22.07 идет знак Рака.)

19,21, 23 - праздник НЕПТУНАЛИИ, посвященный Нептуну/Невунсу.

ИЮЛЬ

7 - Праздник НОНА КАПРОТИНА, посвященный богине Юноне/ Уни.

(С 23.07 по 23.08 идет знак Льва.)

АВГУСТ

13 - Праздник Вертумна и Помоны, а также Дианы - богини луны.

17 - Праздник ПОРТУНАЛИЙ, посвященный Портуну.

23 - Праздник ВУЛКАНАЛИЙ в честь бога огня и кузнецов Вулкана/Велханса.

(С 24.08 по 23.09 идет знак Девы.)

24 - День выпускания Манов - духов предков.

27 - Праздник ВОЛТУРНАЛИЙ в честь бога реки Тибр Вольтурна/ Тиберия.

СЕНТЯБРЬ

13 - Римский праздник в честь богини любви Венеры/Туран. Грань сентября и октября - античные мистерии в течение дней и ночей, посвященные Деметре/Уни, БОЛЬШИЕ ЭЛЕВСИНЫ. (С 24.09 по 23.10 идет знак Весов.)

ОКТЯБРЬ

12 - Праздник Фортуны - защитницы путешественников.

13 - Праздник ФОНТАНАЛИЯ, посвященный богу колодцев и фонтанов Фонсу.

17 - Праздник ТЕСМОФАРИЯ, посвященный Деметре/Уни. (С 24.10 по 22.11 идет знак Скорпиона.)

29 - День расставания богини-Матери земли Деметры/Уни со своей дочерью Персефоной/Ферсифай/Менрвой.

НОЯБРЬ

8 - День выпускания Манов.

(С 23.11 по 21.12 идет знак Стрельца.)

ДЕКАБРЬ

3 - День богини благополучия и справедливой доли Боны Деи. 5 - Праздник ФАВНАЛИИ, в честь бога пастухов и животных Фавна/Сельве.

13. Праздник СЕМЕНТИВЫ, посвященный Церере/Уни - богине земли.

15. Праздник конного Нептуна/Невунса.

С 17 по 23. САТУРНАЛИИ - главный праздник бога сытости и результатов труда Сатурна/Сатре. 19. День освобождения рабов.

21. Дива Ангерона - имела праздник в честь вновь приводящей солнце богини. В поздний этрусский период о ней уже не помнили сами этруски.

(С 22.12 по 20.01 идет знак Козерога.)

23. Праздник ЛАРЕНТАЛИЯ, посвященный Ларам - всем детям и духам дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОРУЖИЕ ГРОМОВЕРЖЦЕВ

Данное приложение приводится нами с целью показать неразрывную связь между небесными и подземными богами не только в этрусском пантеоне, но и в пантеонах богов других индоевропейских народов. Кроме этого будет более понятна роль бога Велханса/Вулкана в космогонии этрусков. Будет понятней его единство с небесными богами и одновременная оппозиция им же.

Попробуем реконструировать связь небесных богов с хтоническими, которая прослеживается через характер оружия небесных богов.

Рассмотрим одно из важнейших домифологических магических представлений, которое бытует до сих пор: подобное уничтожается подобным. Вся симпатическая и любовная магия основана на этом принципе. Воздействие на изображение, фотографию или любой другой образ человека, воздействие на части тела (волосы, ногти, пот, кровь, сперму), на принадлежность человека (его вещи, след) рассматривается в магии как воздействие на самого человека, причем воздействие, как правило, негативное. До сих пор сохранились поверья, что нечистую, хтоническую силу можно уничтожить или победить только специальным оружием.

Приведем наиболее известные примеры такого мировоззрения в народной традиции:

1. Волкодлака или оборотня уничтожают серебряной пулей, так как серебро считается металлом Луны, а волкодлаки - люди-волки, да и вообще оборотни, всегда связывались с Луной, особенно с полнолунием.

2. Вурдалаков и упырей, по преданиям, можно убить осиновым колом. Вурдалаки и упыри - проклятые при жизни (заложные) души. Осина - также проклятое дерево, так как на ней повесился Иуда. Проклятое дерево убивает проклятых еще при жизни, упырей и вурдалаков.

3. Кощея Бессмертного русских сказок можно убить только сломав иглу или кость, являющихся его некоторым подобием. Скелетообразность Кощея в фольклоре постоянно подчеркивается.

4. В индоевропейских да и в любых других сказках герой, в начале ищет меч-кладенец или какое-то другое магическое оружие, а затем побеждает змея, дракона, великана, как правило, хтоническое существо. Данное оружие чаще всего спрятано в подземелье и принадлежит хтоническому существу. Даже меч королю Артуру, в цикле кельтских преданий о Круглом столе, дала рука из озера или с "того света". После смерти Артура меч был возвращен на дно озера. Специальное оружие, направленное против определенного персонажа мифа или легенды, после выполнения своего предназначения часто возвращается в Хтонический мир или кладется в могилу героя, чем подчеркивается, что нашему земному миру оно не принадлежит.

5. Все русские народные заговоры построены на фразе: "Как делает тот-то, так пусть будет то-то".

Чтобы разобраться в древнейшей функции громовников индоевропейцев - рассмотрим, их оружие и против кого оно направлено:

1. Перкунас (Литва), Перконс (Латвия), Перкунас (Пруссия) имели оружием топор или молот, камни. Позднее - меч, бьющий молниями, лук и стрелы, палицу, бичи.

Перкунас называется "каменным кузнецом", его древнейшее оружие - камни, следовательно, сила Перкунаса от земли - хтоническая.

2. У русского Перуна главное оружие также камень. Польский историк XVI в. Стрыйковский писал: "Перконос, си есть Перун, бяше у них старейший бог, создан подобие человече, ему же в руках бяше камень, многоценный аки огнь, ему же огонь неугасающий с дубового древня непрестанно паляху". Если огонь гас, то новое пламя высекалось жрецами из камня, находящегося в руке идола. Следует сравнить описание многоценного, горящего, как огонь, камня в руке Перуна с приведенным ниже описанием Ваджры древнеиндийского бога Индры.

Даже камень белемнит в народе считают стрелой Перуна. Более позднее оружие Перуна - топор, лук и стрелы - "стрелы громовни".

3. Скандинавский Тор, древнеисландский Borr, немецкий Donar имели в качестве оружия топор или молот, часто каменные. По преданию, их волшебное оружие сковали или добыли подземные карлики - цверги, которые первоначально были червями в теле перворожденного великана Имира. А из тела Имира и была создана земля. Цверги живут в земле и камнях, как черви, они боятся света. При попадании на них света они гибнут, превращаются в камень. Цверги очень напоминают магму земли, которая, аналогично воде, могла мыслиться живой. Магма текуча, проходит по "жилам земли", после попадания на поверхность магма застывает - "превращается в камень". В мифах часто говорится о сокровищах цвергов, а магма выносит на поверхность различные минералы и драгоценные руды, которые могли рассматриваться как сокровища. Цверги явно хтонические существа. Оружие бога Тора, следовательно, имеет хтоническое происхождение.

4. У скандинавских саамов, соседей скандинавов, в мифологии имелся "Громовой старик" - бог-громовник, которому в жертву приносили миниатюрные каменные молоты.

5. Карельский и финский Укко, эстонский Уку - в балто-финской мифологии верховный бог-громовержец. Его атрибуты: молния, топор, меч носят вторичный характер. Изначально Укко катает небесные камни (гром) и поражает громом и молнией злых духов. Святилища Укко - рощи и камни.

6. Древнеиндийский громовник Индра имел оружие Ваджру (vajra). Она мыслилась как дубина, палица. По веддийский традиции, Ваджра выкована для Индры богом-творцом Тваштаром (русское слово "творить" того же корня.) Тваштар - созидатель, но женат на демонице из ассурского рода, в чем и проявляется его хтоничность. Он, как опосредованное хтоническое начало, которое сродни МатериЗемле у славян и богине Гее-Земле у древних греков, родил противника Неба и Индры - трехглавое чудище Вишварупу. Позднее он опять выступает как хтонический царь-прародитель: рождает из огня и сомы чудовище Вритру - основного противника громовержца Индры. Победа над Вритрой - основная заслуга Индры как царя небесных богов. Отсюда видна хтоническая природа Тваштара и его творения Ваджры - основного оружия Индры.

Богу Тваштару давалось определение: все в нем, все формы и сущности, что полностью совпадает с древнегреческим определением Хаоса, из которого, по древнегреческой и этрусской космогонии, был создан мир.

По тексту Ригведы, Ваджра изначально находилась в океане, в водах, в Первоматерии. Можем предположить, что имеется в виду магма, которая, окаменев на свету, стала Ваджрой. Подобное предположение подтверждают эпитеты Ваджры: она любая, медная, золотая, железная (и что важно), как из камня или из скалы. В данном случае хтоническое, каменное, а возможно, и магматическое происхождение Ваджры, как основного оружия громовника Индры не вызывает сомнений.

7. Громовник хеттской и хурритской мифологии Тешуб побеждает слепое и глухое хтоническое чудовище, грозящее уничтожить мир - Уликумме. Он отрезает его от скалы, поддерживающей Небо, каменным резаком, которым Земля была отделена от Небес. Хтоничность происхождения оружия очевидна. Оно было еще во время Хаоса, смешения Земли и Неба. Возможно, оно связывалось с той же застывшей магмой, как символом Хаоса и смешения.

8. Рассмотрим оружие древнегреческого громовержца Зевса. На Крите оружием Зевса почитался двойной топор, дающий и отбирающий жизнь. Подобный топор представлен на изображениях Сефланса/Велханса - этрусского бога подземного огня. На связь древнейшего Зевса с камнем указывает то, что в Дельфах Зевса почитали как фетиш Отфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроном, или камень, как пуп младенца Зевса. Оружие Зевса имеет хтоническое происхождение - его выковали дети Земли-Геи, сторукие Киклопы в подземной (вулканической) кузне. Происхождение оружия Зевса явно имеет магматическое, связанное с вулканической деятельностью происхождение. Оно впоследствии понималось как гром, молния и перун и сделало Зевса царем богов.

Важно отметить тот факт, что при извержении вулкана, когда изливается магматическая порода с ее "сокровищами" и "полуфабрикатами" для оружия, происходят сильнейшие грозы и землетрясения. Мифологическим отражением извержения вулкана может быть бой громовника с ужасным хтоническим чудовищем, трясущим землю. Причиной извержения вулкана часто считалась необходимость наказания целого народа за грехи. Всеобщность мифа о Потопе и связанном с ним землетрясением и извержениями вулканов, подтверждает эту гипотезу (см. Фрэзер "Золотая ветвь").

Твердые магматические породы, выходящие после извержения на поверхность, - доступный и уникальный материал для изготовления оружия еще в эпоху неолита. Отваживаться на поход за таким опасным оружием, находящимся на склонах вулканов, могли только герои, которые в древнейшие времена посредством приобретенного оружия и личной смелости могли захватывать власть в племенах, становиться первыми царями-князьями. Эпизоды такого захвата власти еше во времена неолита могли послужить поводом создания некоторых мифов о громовнике - царе и герое. Оружие, сделанное из куска застывшей лавы, носило мистико-магический характер по своему происхождению, кроме того, оно могло "искриться" вкраплениями минералов и руд. Сам вид и происхождение оружия неолитического героя могли вызывать ужас у его врагов, лишать их силы. Такое оружие со временем обрастало легендами и в конце концов переходило к небесному громовнику, да и сам герой-предок мог сливаться с ним. Например, в германской мифологии бог-громовник Тор, одновременно как бог, так и предок германцев. Описание оружия как дубины, каменного молота или палицы указывает на неолитическое время появления этих мифов о оружии громовержцев. Палица, дубина, каменный топор или молот были самым грозным оружием древнего человека.

Отметим еще несколько причин того, почему основное оружие громовника - камень или изготовлено из камня.

1. В эпоху неолита основным орудием людей был камень.

2. Огонь мог быть высечен при ударе камней, например кремней.

3. Небо мыслилось, как и земля, каменным. Мир чем-то напоминал пещеру.

4. Падение метеоритов - "небесных камней" указывало на камень как на орудие небесных богов. Эти камни почитались. Например, священный мусульманский камень Каабы, имеющий метеоритное происхождение, почитается мусульманами до сих пор как святыня.

5. Камни в древнейшем мировоззрении рассматривались как "жилы земли". В литовской сказке черт, живущий в Подземном или Подводном хтоническом царстве, носит имя "Седой горы кость"* [*Королева-лебедь. Литовские народные сказки. Вильнюс, 1965.]. По аналогии с русским Кощеем (Костеем) он олицетворяет камень, как кость земли. В германской мифологии из костей великана Имира боги сделали камни и горы земли. В великорусских апокрифических сказаниях "Стих о Голубиной книге" сказано:

Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь-руда от черна моря.

Хтоничность камня определяется даже современным названием - "рудная жила". Такое современное название намекает, что камень - часть живого организма земли.

Камни мыслились находящимися во владении хтонических божеств земли: Вулкан/Велханс, Киклопы, Кощей русских сказок, славянский бог Велес, гномы, карлики, цверги, позже, как собирательное, черти.

Можем отметить, что древнейшая специфика бога-громовника как змееборца связывает его с Хтоническим миром через специальное оружие, в первую очередь камень. Происхождение оружия, то есть того, что делает верховных богов громовниками и царями, - хтоническое. Следовательно, свою власть они или напрямую, или опосредованно получили от Матери-Земли или соответствующих ей хтонических сил, в нашем случае бога Велханса/Вулкана, называемого этрусками "создателем Мира".

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СХЕМА
ЭТРУССКОГО ПАНТЕОНА БОГИ НЕБА

 

Рисунок 203
БОГИ НЕБА
Рисунок 204
БОГИ НЕБА (продолжение схемы)
Рисунок 205
БОГИ ПЛОДОРОДИЯ
Рисунок 206
БОГИ СВЕТИЛ
Рисунок 207
БОГИ СВЕТИЛ (продолжение схемы)
Рисунок 208
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДКИ ЭТРУСКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1) 900 гг. - Культура Виллановы в Центральной Италии.

2) 800 гг. - Финикийская колонизация Сардинии и Западной Сицилии. Греческая колонизация Южной Италии.

В Питекуссы и Кумы этого времени найдены первые следы письменности этрусков.

3) 700 гг. - Период восточного влияния в зоне Средиземноморья. Рождение городов-государств на этрусской территории. Этрусские цари Рима. (616-509 гг.).

4) 600 гг. - Этруско-карфагенский союз: морское владычество в Западном Средиземноморье. Этрусская колонизация Кампании и долины реки По. 509 г. - Изгнание царей рода Тар-квиниев из Рима; Порсена; цари Клузия.

535 г. - Изгнание этрусками в союзе с Карфагеном греков с Корсики. Битва при Алалии.

5) 500 - Этруски теряют контроль над Лацием.

474 г. - Морская битва при Кумах в Неаполитанском заливе при попытке этрусков овладеть Кумами; этруски теряют флот и контроль над морями. Победитель - тиран сиракузский Гиерон из Сицилии преградил им пути на юг. Потеря этрусками контакта со своими городами в Кампании, которые вследствие этого стали добычей горных племен.

426 г. - Рим захватывает Фидены.

6) 400 гг. - Начало гальских нашествий (около 400 г.).

396 г. - Рим захватывает Вейи после 11-летней осады.

390 г. - Захват галлами Рима и его разрушение.

358 г. - Начало войны Рима с этрусками.

353 г. - Победа Рима над городом Цере.

351 г. - Победа Рима над городом Тарквинии.

310 г. - Вторжение Рима во внутреннюю Этрурию.

7) 300-293 г. разрушения Цере. 278 г. - падение Вульчи.

265 г. - захват и разрушение Вольсинии.

264-241 гг. - Первая Пуническая война.

255 г. - римляне побеждают галлов.

218-202 гг. - Вторая Пуническая война (Ганнибал).

8) 200 гг. - 149-146 гг. третья Пуническая война (разрушение Карфагена).

9) 100 гг. - 90-88 гг. Гражданская война (Сулла\Марий). Этруски поддержали Мария и Сулла после победы разрушил многие этрусские города, а землю отдал своим ветеранам войны. Этрусские города добиваются юридического статуса "римских городов".

42 г. - Осада Перузии, последнего этрусского города императором Октавианом ее и разрушение.

27 г. - Император Август разделил Италию на XI областей. Этрурия становится VII Областью Италии. Границы области простирались до реки Арно на севере, Апеннинских гор на востоке, реки Тибр на юге, и на западе до Тирренского моря.

Рисунок 209
Бронзовая статуя Авла Метелла, около 100-80 гг. до н.э. Флоренция, Археологический музей
Рисунок 210
Декор храма Ара делла Регина. Крылатые кони IV в. до н.э.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ИТАЛИЙСКИЕ АЛФАВИТЫ

Рисунок 211
ИТАЛИЙСКИЕ АЛФАВИТЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Apollod. - (Аполлодор. Мифологическая библиотека) Mythographi graeci, v. I, Apollodori Bibliotheca, ed. R.

Wagner. Li psiae, 1926. Amob. - (Арнобий. Против язычников) Arnobii Adversus nationes, libri VII, rec. C. Marchesi. Aug. Taurinorum, 1934.

Alhen. - (Афиней. Софисты за обеденным столом) Athenaei Naucratitae Dipnosophistarum, libri XV,

rec.G.Kaibel. Li psiae, 1923.

August. De civ. Dei - (Августин. О граде Божьем) Augustini De civitate Dei, libri XXII, rec. B. Dombart - A. Kalb. I-II. Lipsiae, 1928-1929.

Aid. Gel. - (Авл Геллий. Аттические ночи) Auli Gelli Noctium Atticarumlibri XX, ed.C.Hosius.I-II.Lipsiae, 1903.

Censor. - (Цензорин. О дне рождения) Censorini de die natali liber, ed.F.Hultsch.Lipsiae, 1867.

Gc. - (Цицерон) Ciceronis scriptaquae manserunt omnia. Lipsiae.

- ad Att. - "Письма к Аттику"
- ad fam. - "Письма к близким"
- De div. - "О прорицании"
- De nat. deor. - "О природе богов"
- De offic. - "Об обязанностях"
- Quint. - "Письма брату Квинту"

Diod. Sic. - (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека) Diodori bibliotheca historica, edd. Fr. Vogel - C.Th. Fischer. I-V. Li psiae, 1888-1906.

Dion. Chrys. - (Дион Хризостом) Dionis Chrysostomi orationes, ed.L.Dindorf .1-11. Lipsiae, 1857.

Dion. Hal. - (Дионисий Галикарнасский. Римские древности) Dionysii Halicarnasei quae exstant, ed. C. Jacoby. I-IV.Lipsiae, 1885- 1905.

Eustath. ad Iliad. - (Евстафий) Eustathii commentarii ad Homeri Iliadem et Odysseam, ed. J.G. Stallbaum. I-VII. Lipsiae, 1825-1830.

FHG -(Фрагменты греческих историков) Fragmenta 1848-185318ГаеСОгат'еА C M""<* I-IV. Parisiis,

Flor. - L. Annaei Flori epitomae libri II, ed. O. Rossbach. Lipsiae, 1896.

Herod. - (Ггродот. История) Herodoti historiarum libri IX, edd. H.R. Dietsch-H. Kallenberg. I-Ц Lipsiae, 1933-1935.

Hes. fig. - (Гесиод. Фрагменты) Hesiodi carmina, ed. A. Rzach. Lipsiae, 1913.

Hom. II. - (Гомер. Илиада) Homeri carmina, edd. G. Dindorf - C.Hentze.I-II. Lipsiae, 1930-1935.

- Od. - "Одиссея", Ibid.

T. Livi - (Тит Ливии. История Рима с основания города) Ab urbe condita, edd. G. Weissenhorn - M. Muller - W.Heraeus.I-VI. Li psiae, 1930-1933.

Luc. - (Лукиан) Luciani opera, rec. C. Jacobi, 6 partes. Lipsiae, 1913.

- Sat. - "Сатурналии"

Lycophr. - (Ликофрон. Александра) Lycophronis Alexandra, ed.L.Mascialino.Li psiae, 1964.

Lyd. De mens. - (Лид. О месяцах) Lydi De mensibus liber, ed. R. Wunsch. Lipsiae, 1898.

Macr. Sat. - (Макробий. Сатурналии) Ambrosii Theodosii Macrobii Saturnalia, reel. Willis. Li psiae, 1970.

Mart. Cap. - (Марциан Капелла) Martianus Capella, ed. A. Dick. Lipsiae, 1925.

Ovid. - (Овидий) Ovidii Nasonis carmina, ed. R. Ehwald. Lipsiae, 1916.

- Fast. - "Фасты", Ibid., Ill 2. 1932.
- Met. - "Метаморфозы", ed. R. Merkel - R. Ehwald. Ibid.,II. 1931.

Paus. - (Павсаний. Описание Эллады) Pausaniae Graeciae descriptio, ed.M.H. Rocha-Pereira.I-III.Leipzig, 1973-1981.

Pind. - (Пиндар) Pindari carmina cum fragmentis, edd. D. Snell - H.Maehler.I-II.Leipzig, 1975-1980.

- Nem. - "Немейские песни"

Plaut. - (Плавт) Plauti comoediae, edd. G. Goetz - Fr. Schoell. I-VII. Li psiae, 1913-1931.

- Curculio. - "Куркулион" ("Хлебный червяк")

Plin. Н. N. - (Плиний. Естественная история) Plinii Naturalis historia libri XXXVII, edd. L. Jan - C. Mayhoff. I-V. Lipsiae, 1892-1933.

Plut. - (Плутарх. Сравнительные жизнеописания) Plutarchi vitae parallelae, rec. C. Lindskog - K. Zigler. I-IV.Leipzig, 1969 -1980.

- Mar. - "Марцелл"
- Rom. - "Ромул"
- Sulla. - "Сулла"

Polyb. - (Полибий. История) Polybii Historiae, edd. L. Dindorf - Th.Bbttner-Wobst.I-V. Li psiae, 1903-1929.

Propert. - (Проперций. Элегии) Sex. Propertii elegiarum, libri IV, ed.R.Hanslik.Leipzig, 1979.

Ps. Arist. Mir. - (Псевдо-Аристотель. ??? [De mundus - ?]

Sen. Quaest. Nat. - (Сенека. Естественнонаучные вопросы) Senecae Naturalium questionum libri VIII, ed. A. Gereke. Lipsiae, 1907.

Serv. Aen. -(Сервий. Комментарии к Вергилию) Servii Grammatici qui feruntur in Vergilii Aeneidos libros commentarii, rec. G.Thilo - H. Hagen. Lipsiae, 1922-1923.

Sil. It. -(Силий Италик. Пуническая война) Silii Italici Punica, ed.L.Bauer.I-II.Lipsiae, 1890-1892.

Strab. - (Страбон. География) Strabonis Geographica, ed. A.Meineke.I-III.Lipsiae, 1915-1925.

Suet. - (Светоний. Жизнь цезарей) Suetoni Tranqulli De vitaCaesarum, rec. M.Ihm. Lipsiae, 1933.

Suid. - ([Суда] Свида Лексикон) Suidae Lexicon, ed. A. Adler.I-V.Lipsiae, 1928-1938.

Tacit. - (Тацит) Taciti libri qui supersunt, edd. C. Halm - G.Andersen - E.Kustermann.I-II. Li psiae, 1930-1934.

- Ann. - "Анналы"
- Hist. - "История"

Tert. - (Тертуллиан) Tertulliani quae supersunt omnia, ed.F.Oehler.I-III.Lipsiae, 1853-1854.

- Cor. - "О венке"

Val. Max. - (Валерий Максим. Достопримечательности в делах и словах) Valerii Maximi factorum et dictorum memorabiliim libri IX, ed.C.Kempf. Li psiae, 1888.

Var. L.L. - (Варрон. О латинском языке) М.Т. Varronis De lingua latina libri, cur. L. Spengel, ed. filius Andreas Spengel. Berolini, 1885.

- De re rust. - ("О сельском хозяйстве") М.Т. Varronis Rerum rusticarum libri tres, rec.B.Keil.Lipsiae, 1889.

Vergil. Aen. - (Вергилий. Энеида) Vergilii Maronis Opera, ed. G. Janell. Lipsiae, 1930.

Zosim. - (Зосим. История) Zosimi Historia nova.

Сайт создан в системе uCoz