1. РАДЕГАСТ милосердное, но гневное божество, оракул и чародей с севера: почитался с проведением пиров жрецами в Арконе и Ретре. Бог мудрости и могущества. Его предшественниками были два северных божества: Один и Тюр. Изображался обнажённым, редко в одеянии, обычно с человеческой, иногда со львиной головой. Изредка в качестве волшебного реквизита имеет жезл змеи. Сопровождающие детали: ворон на голове, волшебный жезл в руке и голова быка на груди. Он особенно почитался у славян: его изображения часто встречаются в разнообразных видах.
2. ТАРА Таран (у кельтов Доннер): ему молились в Ретре. Бог грома, по древним представлениям Скандинавии почитался как Тор и раньше был более почитаем, чем Один. Наше славянское изображение этого бога представляет его обнажённым. Сопровождающая деталь стрела.
3. ОДИН почитался в Ромове и Ретре. Это северное божество мужества и мудрости почиталось славянами за его первое качество. Изображение: обнажённый человек с головой льва. Сопровождающие атрибуты копьё и человеческая голова.
4. ВОДА северный бог Водан, волшебник. Почитался в Ретре. Одина за его второе качество почитали славяне под его приведённым наименованием и видом. Изображение обнаженный или в одеянии: голова человека или ворона. Необычные атрибуты талисман и змеи.
5. ГЕШТАБ Ворон Одина (слуга), почитался в Ромове. Как сопровождающий северного Одина Ворон под этим именем пользовался у славян божественным почитанием. Единственное его изображение с характерными деталями головы и шеи сохранилось на жертвенной чаше.
6. БАЛДУРИ оракул, почитавшийся в Ретре. Этот любимый сын Одина мог быть очень хорошо известен славянам Северной Германии и почитаться ими, так как он был возведён на трон у их соседей в Саксонии. Они создавали его изображения, но в уродливом виде с тремя как бы рогатыми головами, без атрибутов.
7. ЗИБА (Жива?) ей поклонялись в Ростоке и Ретре. Эта супруга главного северного бога Тора почиталась славянами как богиня жизни и плодородия. Она изображена в одеянии, с моложавым лицом. В руке она держит виноградную лозу. Сопровождающая деталь обезьяна.
8. БЕЗЫМЯННАЯ БОГИНЯ, которой поклонялись в Ретре. Это красиво отлитый барельеф напоминает вышеназванное изображение богини (№ 7) своим моложавым лицом, а ниженазванное изображение (№ 9) сопровождающими изображениями змей. Их отличает лишь помещённое на её груди изображение мужской головы. Она не имеет имени, хотя на обратной стороне нанесены многочисленные надписи, из которых удалось прочитать только "Ретра".
9. РАЦИВИЯ Рацивия Великая почиталась в Ретре. Главными отличительными чертами изображений этой богини, представленной в обнажённом виде или в одеянии, постоянные атрибуты в виде змей, которые либо обвивают её фигуру, либо располагаются на её груди. Иногда голова от мифического грифа. В таком случае в руке богини факел древний символ жизни.
10. ЗИБОГ почитался в Ретре. Качества Зибы (№ 7) наши славяне приписывали также мужскому божеству. На его голове рога и венок. Атрибуты головы тигра и кошки.
11. ШИБАЧ почитался в Ретре. Полностью отличается от вышеописанного божества с похожим именем. Божество с собачьей головой с висящими ушами. Изображение обнажённая фигура в полный рост. Символом его и в этом случае является змея, обвившая туловище.
12. ХЕЛА грозная богиня, которой поклонялись в Ретре. Скандинавская повелительница царства смерти почиталась и нашими славянами, которые испрашивали у неё совета перед опасными предприятиями. Её ужасное изображение в одеянии и в полный рост. У неё голова льва с открытой пастью и высунутым языком.
13. ПРОВЕ добрый и грозный бог, оракул. Почитался в Ретре собственным праздником с жертвоприношением, проводимом жрецом. Божество, для славян весьма важное при осуществлении правосудия, возникло по подобию с общепринятым наименованием северного Пров (Испытание). Его изображение представляет судью в длинной мантии с символом мудрости и суровости, со змеёй на груди и мечом для испытаний. Все судебные разбирательства проводились перед его изображением и все сомнения разрешались его решением после испытания огнём. Также и поклонение этому божеству осуществлялось весьма торжественно.
14. ПЕРКУН(УСТ) злой бог из Ромовы. Грозное божество, почитался в Ромове и Ретре. Это бог грома с новым именем, заимствованный из Литвы и Пруссии и почитавшийся нашими славянами в виде старика в долгополой одежде. Из его головы исходят 10 молний. Перед собой он держит лемех плуга, необходимый для испытаний, а на оборотной стороне изображения помещена голова льва. Он был одним из самых устрашающих божеств этих народов.
15. НЕМИЗА это божество считалось богом мести, так как многие народы Древнего Мира имели божества с подобными качествами и именами. Его изображение в полный рост и в одежде, из головы исходят 4 молнии, в правой руке он держит жезл. Необычные атрибуты на груди птица с расправленными крыльями, на голове одно единственное крыло. Возможно, что он не был дсобо уважаемым божеством.
16. СВАИКСТИКС доброе божество, почитавшееся в Ретре. Среди последующих изображений божеств, которые должны олицетворять благодеяния природы, этот бог солнца и света справедливо занимает главенствующее место. Его изображение полностью подобно человеческому, в роскошном одеянии и с оружием; голова увенчана золотыми украшениями, в правой руке горящий факел. Праздник в его честь, обычно весной, был очень торжественный.
17. ЦИСЛБОГ почитался в Ретре. Изображение этого славянского бога луны и её воздействий также антропоморфно, но в виде молодой женщины, которая держит перед собой рогатый полумесяц. Её служба продолжалась один месяц: на нашей иллюстрации одновременно помещено имя ниже описываемого защитника урожая.
18. КРИККО в данном собрании нет отдельного изображения этого собственно прусского божества полей и их процветания. Помимо вышеупомянутой (№ 17) детали его имя только раз упомянуто на памятной доске, из чего следует, что также к этому божеству верующие обращались за помощью в тех проблемах, которые, как они думали, находились в его ведении.
19. ПОДАГА доброе (но грозное) божество, которое обеспечивало благоприятную погоду после принесения ему в жертву кабана. Почиталось в Ретре. Известно широкое распространение поклонения этому божеству любой погоды. На нашем изображении он в одеянии и излучает сияние. У него голова старика в остроконечной шляпе, либо голова льва. Особенный атрибут дикая свинья. Наряду с Радегастом и Прове ему поклонялись особенно усердно.
20. ИПАБОГ почитался в Ретре. К этому богу, входившему в пантеон славян, верующие обращались перед выходом на охоту. Его изображение в полный рост, в одеянии и с сиянием; на голове рога. Детали на нём изображают сцены охоты на оленей и кабанов.
21. ОПОРА божество осени. Культовый центр в Ретре. Славянский охранитель осени и её плодов выступает здесь в виде стройного обнажённого юноши. Атрибуты его овощи, листва и птицы.
22. СВАНТЕВИТ доброе, но грозное божество, владеющее магической силой. Почитался в Ретре.
Далее следует ряд заимствованных нашими славянами с острова Рюген божеств. Многие из них связаны с войной. Самый главный из них Свантевит, которому приписывалось почти неограниченное могущество. Его изображение в полный рост существо с оружием и рогом изобилия в руке. У него 4 человеческие головы, а пятая, с длинной бородой, на груди. Эту последнюю голову можно видеть и на жертвенной чаше этого божества. Все головы непокрытые. На шее талисман, возможно скопированный с римской монеты. Изображение представляет собой литой барельеф.
23. МИСИЗЛА и ЗИКСА добрые и грозные божества. Оракулы и волшебники, почитавшиеся в Ретре. Хотя при осмотре этого большого барельефа может возникнуть мнение, что речь идёт о разновидностях изображения Свантевита. Но против такого мнения свидетельствует слишком существенные отличия. Как и в предыдущем случае, существо одето в доспехи и вооружено, но голова всего одна; полностью отсутствует рог изобилия. На груди голова зверя. На маленькой гравюре нашего собрания можно прочесть его основное имя, что свидетельствует о том, что речь идёт об одном высоко чтимом герое своего народа.
24 РУГИВИТ и КАРЕВИТ добрые божества, чтимые в Ретре. Это объединённое изображение двух богов с острова Рюген, представленных почти обнажёнными, в полный рост. Из шести голов четыре мужские и две женские. На груди помещена голова льва.
25. КАРЕВИТ доброе божество, чтимое в Ретре. На этом изображении представлен второй из предыдущей пары (№ 24), но в весьма изменённом замечательном облике, на голове обнажённой фигуры два человеческих лика, на груди выступает голова быка, в нижней части живота голова петуха. Какие качества могут означать подобные символы?
26. ХИРОВИТ доброе божество (чтимое в Ретре). Это изображение отличается от всех остальных из нашего собрания ноги соединены в виде кольца. Божество в одеянии и выглядит моложаво. На голове 4 рога. На груди талисман, по форме напоминающий монету. Надпись прочитать не представляется возможным.
27. МАРОВИТ главное божество (и дух), почиталось в Ретре. Данное божество отличается также строением тела: конечности у него отсутствуют. Остатки рук покрыты крупными чешуйками или перьями. На теле платье из цветов, у божества львиная голова. В английском и северном языках "мара", "маре" означает "злой дух, душащий людей во сне".
28. ГИЛБОГ почитался в Ретре. Единственное неполное изображение этого бога представляет собой верхнюю часть обнажённого человеческого тела, прикрытого фартуком, с головой быка. В согнутой руке дополнительная деталь.
29. ЮТРБОГ сохранилась лишь жертвенная чаша этого бога утренней зари. На дне чаши изображена бородатая голова, выбито название места поклонения. Имя бога отлито на внешней стороне.
30. УРИИ По сохранившейся жертвенной чаше можно судить, что этот славянский бог был не последним среди почитаемых богов.
31. ПИЯ грозное божество, почитаемое в Ретре. Среди славянских божеств, изображавшихся в виде животных и имеющихся в нашем собрании, этот злой дух, вызывающий страх, по праву занимает ведущее место. Наиболее известен он под прозвищем Цернебог, завоевав благодаря своему коварству вынужденное почитание наших славян. Изображался в виде разъяренного льва. Его голова очень часто появлялась на изображениях других богов для обозначения зловредных качеств.
32. МИТА грозное божество, которому поклонялись в Ретре. Лежащая собака в ошейнике. Жертвенная чаша с именем этого божества свидетельствует о предназначении этого божества.
33. БЕРСТУК грозное божество, почитавшееся верховными жрецами в Ретре. Этот лесной дух представлялся в виде козла. Для того, чтобы отвести от себя его вредное влияние, наши славяне, как свидетельствуют надписи на предметах, проводили торжественные молебны.
34. ЗИКСА лесной дух. Это изображение представляет лишь подвид вышеописанного лесного духа (№ 33), имевшего необычный облик. Он напоминает сицилийского быка с человеческим лицом, подобным часто изображавшихся на древних монетах.
35. ГУДИИ также и это небольшое изображение представляет одно из лесных божеств в виде пасущегося оленя. Язык надписи подтверждает происхождение изображения, так как ИОДС является латышским названием лесных духов.
Составлено в Ной-Штрелитц, в октябре-ноябре 1819.
Титульный лист оригинала публикации Мартина Фридриха Арендта. "Северо-славянские божества и их изображения" |
---|