kladina.narod.ru
ж. Техника молодежи, 1998, №8

В. Рябцев

Троя. Крушение мифа?

В 1993 г. Троя перестала быть единственным городом бронзового века, обнаруженным на территории Малой Азии. В 300 км. Южнее Гиссарлыка, в районе современного Измира, турецкая археологическая экспедиция под руководством профессора археологии из Анкары Хайята Эрканала нашла еще один древний город – Лиман-Тепе ("Гавань на холме").

Его сходство с Троей бросается в глаза и при беглом осмотре построек, освобожденных из-под 5-метрового слоя наносов. Впрочем, более внимательный и неравнодушный наблюдатель отметит и разницу – даже самые крупные из городских и портовых сооружений Трои меркнут перед ошеломляющим величием каменных стен и циклопической кладки цитадели, некогда возвышавшейся над Лиман-Тепе.

Но важно не это. Главной сенсацией стали раскопки прилегающей к городу искусственной гавани – уникальной на обширных берегах Эгейского моря. Порт был окружен высоченной стеной, защищавший торговые склады и доки. А по глубоководной реке, протекающей неподалеку, греческие и эгейские торговцы беспрепятственно продвигались в глубь Анатоии.

Что же получается: в одно и тоже время на берегах Малой Азии существовали по меньшей мере две "гавани на холмах", способные контролировать торговлю в ближневосточном регионе. Тогда естественно предположить, что более крупный Лиман-Тепе был достойным соперником Трои. Значение же последней, благодаря Блору и Шлиману, оказалось чересчур преувеличенным.

Мало того: обследовав окрестности Измира, профессор Эрканал отыскал остатки уже тридцати поселений, существовавших здесь в далекой древности. По его мнению, еще больше руин скрывается на дне моря, близ берегов Малой Азии или же в дельтах рек, под толщей наносов.

<…>

ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ ВИЛУСОЙ

Самая громкая сенсация – на территории Трон найдена бронзовая бляха с хеттскими пиктограммами.

Это покажется поразительным и совершенно необъяснимым, но в Трое за все время раскопок не было замечено никаких следов письменности! Ни на одном из каменных фрагментов, ни на одном керамическом осколке – а их накопилось около двух миллионов! Ничего похожего на надписи нет даже в местах захоронений троянцев...

Нужно ли говорить о значении письменных источников в истории или археологии?! Да тот же Шлиман, не задумываясь, отдал бы все "сокровища Приама" за обломок камня с начертанным на нем именем царя Трои!

Наконец, в июле 1995 г., при раскопках Трои, некий рабочий обнаруживает небольшой металлический предмет, похожий на выпуклую с обеих сторон круглую бляху с отверстием для шнурка. На поверхности видна надпись. Даже беглый взгляд на нее огорчает Корфмана: "Вопреки ожиданиям, мы имеем дело не с линейным письмом, а это значит – не с греческим... Это могут быть хеттские пиктографические значки, напоминающие иероглифы, которые использовались для письма на лувийском языке".

Его замечание нуждается в некоторых пояснениях. Дело в том, что лувийский язык был широко распространен на просторах древней Малой Азии. Лувийским письмом, наряду с аккадской (вавилонской) клинописью, пользовались жители мощного Хеттского царства, возникшего как раз во времена существования "шлимановской Трои" на территории Внутренней Анатолии (в наше время – азиатская часть Турции).

А если предположить, что троянцы говорили не на греческом, а на лувийском? Эта "крамольная" мысль посетила и Корфмана. "Может, и говорили, – как бы соглашается он и тут же спрашивает: – Но был ли этот древний анатолийский язык для жителей Трои родным?"

Маститый специалист по истории хеттов Генрих Оттен – сторонник более строгого подхода к лингвистической проблеме: "Нужно найти все-таки что-то повесомее одной-единственной бляхи, которую, не исключено, какой-нибудь заезжий купец просто обронил".

Тем не менее, 3-летней давности находка с хеттскими (лувийскими) письменами свидетельствует о том, что хетты знали о существовании соседей-троянцев. А если это так, то не поискать ли упоминаний о Трое в их письменных документах (см. фото в заголовке)? Приват-доцент Тюбин-генского университета Франк Штарке проявил фантастическую усидчивость, терпение и чудеса смекалки, истолковывая туманные изречения монархов бронзового века, дабы локализовать, "привязать к местности" различные страны, упомянутые в хеттских текстах. В результате своих изысканий он, в частности, пришел к выводу, что город Вилуса на северо-западе Малой Азии – это и есть Троя. Штарке убежден, что "во втором тысячелетии судьба Трои ... была неразрывно связана с судьбой Малой Азии". Таким образом, появилось еще одно косвенное подтверждение наличия непосредственных контактов Трои с Хеттской державой.

Но вот был ли рассеянный хеттский купец соплеменником троянцев или заезжал к иноземцам (грекам) по торговым делам – неясно. А попросту говоря, до сих пор непонятно, принадлежала ли Троя к греко-микенскому или хетто-лувийскому миру?

PRO ET CONTRA

В развалинах Трои было найдено немало черепков посуды микенского (греческого) образца. Однако Ханс Моммзен, профессор ядерной физики из Бонна, используя метод нейтронной активации, установил, что эту керамику изготавливали непосредственно в Трое – в подражание заморским изделиям. Каждое месторождение содержит характерную комбинацию микроэлементов. Чтобы идентифицировать их, исследуемый объект помещают в ядерный реактор и облучают нейтронами. В этих условиях любой химический элемент испускает гамма-лучи, энергию которых можно измерить с помощью детектора. Таким образом обнаруживают микроскопические концентрации элементов: например, один примесный атом, характерный лишь для данного месторождения, на миллиард обычных. Теперь, задним числом, Корфману непонятно, каким образом серьезные ученые могли увлеченно говорить о преобладании в Трое исключительно привозной – "микенской керамики" и не обращали внимания на горы посуды, изготовленной местными гончарами: счет ее идет на миллионы.

Подтверждение выводов Корфмана о том, что греки отнюдь не "снабжали" Трою гончарными изделиями, мы неожиданно находим у Шлимана, в приложении к книге "Троя. Результаты моих новейших раскопок на месте троянских поселений, захоронений воинов в Пырнабаши и других пунктах Троады" (Лейпциг, 1884 г.): "Поскольку в наиболее глубоких пластах холма Гиссарлык полностью ОТСУТСТВУЕТ эта в высшей степени архаическая керамика, то трудно сказать, что вообще здесь можно назвать специфически греческим. Эти слои, вплоть до шестого города включительно, скорее можно назвать троянскими, или, если угодно, малоазийскими, то есть они имеют ярко выраженный МЕСТНЫЙ характер, и найденные здесь предметы более сходны между собой, чем сходны между собой какие-либо найденные в одном месте... эллинские находки".

Культовые предметы, найденные в Трое, тоже совсем не греческие, а хеттско-лувий-ские. Так, перед южными воротами Трои по сей день сохранились установленные на толстом каменном цоколе четыре стеллы. У хеттов подобные сооружения служили символами бога-покровителя города.

Летом 1997 г. на окраине Трои было сделано еще одно открытие, подтвердившее гипотезу о единстве троянской и лувийской культур. Археологи отыскали грот, вытесанный в скале. По мнению исследователей, это и есть упоминающийся в лувийских текстах культовый грот бога Каскала Кура неподалеку от Вилусы.

Да и сами крепостные стены Трои напоминают вовсе не микенские, а анатолийские укрепления: они расширяются книзу, вверху украшены зубцами и башнями-надстройками. На кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Такой способ погребения характерен для хеттов, а вовсе не для западных народов той эпохи. "До позднеминойского периода (т.е. до 1400 г. до н.э.) тела мертвых греки предавали земле..." ("Словарь античности").

Из перечисленного с полной очевидностью следует, что впредь именовать Трою греческим городом не стоит. Хотя результаты раскопок Анатолии бронзового века дают ученым больше тем для дискуссий, чем установленных фактов. Как бы то ни было, бесспорно одно: поразительный феномен культуры Древней Греции – великие творения художников и мыслителей, архитектурные памятники Микен, Пиноса и Тиринфа, примеры деятельности античных политиков, словом, все то, что мы восхищенно называем "золотым веком человечества", – не мог возникнуть из ничего. У греческой культуры существуют реальные истоки и корни, искать которые следует ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРЕЦИИ.

Сайт создан в системе uCoz