С легкой руки Библии, ее наиболее объемистой и древней части - Ветхого Завета, слово "филистимлянин" стало с веками синонимом понятия "мещанин" или "филистер" - узколобый, недалекий, злобный человек, не склонный к перемене мест и взглядов.
Достаточно вспомнить, на чьей стороне симпатии авторов Библии, описывающих битву грубого "животного", великана Голиафа с прекрасным юношей Давидом, или же эпизод с ослеплением воина-героя Самсона филистимлянами, после того как Далила предала его в руки этих "заведомых негодяев".
Естественно, ведь сочинители Ветхого Завета принадлежали к народу, вечно с филистимлянами воевавшему, а голос их самих историей долго оставался не услышанным.
Положение меняется ныне во многом благодаря работам многих американских и израильских археологов. Особенное значение будет иметь детальное изучение финикийских судов, затонувших у южного побережья Израиля в VIII веке до новой эры и обнаруженных в июне 1999 года археологами, возглавляемыми Лоренсом Стейгером из Гарвардского университета и Сеймуром Гитином из Института археологических исследований имени У.Ф. Олбрайта в Иерусалиме.
Культура филистимлян, их предыстория, сведения о том, откуда они более трех тысяч лет назад явились на восточные берега Средиземного моря, - все это по сей день покрыто густым туманом. Можно предполагать, что они составляли ядро так называемых народов моря, которые около 1200 года до новой эры вторглись в Египет и надолго покорили его. В то время их накатывавшиеся с запада на восток волны крушили и разграбляли все на своем пути. Большинство ученых считают, что тогдашние филистимляне происходили от микенских племен, чья цивилизация охватывала часть континентальной Греции, Крит, Кипр и эгейское побережье современной Турции. Может быть, это именно они прогнали с насиженных мест в Леванте те племена, которые Библия именует ханаанцами, прежних жителей земли обетованной.
Основанная завоевателями страна Филистия почти совпадает с нынешней полосой Газа, но протягивалась она на северо-восток вплоть до современного Тель-Авива. На этой немалой по местным масштабам территории за шестьсот лет своего расцвета филистимляне построили города Ашкелон, Экрон, Газу, Ашдод и Гат. Хотя в Библии и говорится о частых стычках израильтян с филистимлянами, живущими к заходу солнца, но судя по иным источникам, последние были больше озабочены состоянием не своих восточных пределов, а западных, где лежала великая Египетская империя, и юго-восточных, откуда грозили мощные соседи - сперва Ассирия, а затем Вавилония…
В 1998 году Лоренс Стейгер заключил соглашение с опытнейшим подводником Робертом Баллардом, снискавшим мировую славу своей находкой остатков "Титаника". Институт исследования морей в городке Мистик, что в штате Коннектикут, решил им помочь. К ним присоединились и сотрудники знаменитого Вудс-Холского океанографического института в Массачусетсе, которые предоставили экспедиции свои услуги по эксплуатации уникального подводного аппарата "Язон".
К такой "могучей кучке" успех не мог не прийти.
Действительно, вскоре со дна Средиземного моря, в пятидесяти километрах к западу от Газы, поступили снимки, сделанные роботом на борту "Язона". Оказалось, что здесь, на глубине около пятисот метров, среди ила и глины покоятся несколько древних судов, потерпевших аварию во время шторма.
Множество раз погружались водолазы, а "Язон" неустанно орудовал своей механической рукой, осторожно поднимая на белый свет образцы дерева, из которого были изготовлены суда, а также части их палубного груза. Анализ показал, что трагедия случилась между 750 и 700 годами до новой эры. "Генеральный груз" - глиняные амфоры с вином, их насчитывалось около семисот пятидесяти.
Все суда носом были обращены на запад. Значит, они следовали в сторону Египта или, может быть, еще дальше вдоль африканского побережья, в Карфаген, который являлся финикийской колонией (теперь на его месте находится Тунис).
Флот был финикийским - этот семитский народ издревле славился своими мореходами, проникавшими на своих утлых суденышках через Гибралтар и даже до Британских островов. А вот груз был в основном филистимлянским, об этом красноречиво свидетельствует форма глиняных сосудов в значительной части того типа, который был традиционен для Ашкелона, крупного порта и центра филистимлянского виноделия и виноторговли.
Когда на поднятые со дна находки взглянул Манфред Бьетак, видный венский археолог, много лет ведущий раскопки в Египте и на Ближнем Востоке, он признал в них родную ему ашкелонскую керамику и счел их новым подтверждением гипотезы, согласно которой Филистия была своего рода мастерской и торговым перекрестком на путях, связывающих Сирию, Финикию, Палестину, Египет и Северо-Западную Африку в единый "промышленно-торговый комплекс", как сказали бы современные нам экономисты.
В пользу такого утверждения говорят и раскопки последних лет, находящиеся в Иерусалиме. Слой за слоем вскрывали они почву около Экрона, филистимлянского города, тысячелетиями стоящего в глубине суши, и даже далеко не закончив работы, нашли там более сотни маслодельческих предприятий, оснащенных прессами и цедилками для переработки оливок. Этот высоко ценимый в древнем мире продукт в подобных количествах никак не мог быть потребленным на месте, он, как и вино, явно служил важной статьей филистимлянского экспорта.
Куда везли этот товар? На этот вопрос и отвечает обнаруженный в Ашкелоне склад пустой посуды - скопление бронзовых бутылей, на каждой из которых изображено то или иное египетское божество. Точно такие бутылки найдены учеными Венского университета в руинах египетского города Аварис.
Очень интересен и такой факт: если наиболее древняя филистимлянская керамика монохромна, окрашена в один цвет, что типично и для крито-микенских изделий, то позже она становится двухцветной, испещренной красно-черным орнаментом, который мог быть заимствован у завоеванных ими жителей Леванта. Не свидетельство ли это микенского происхождения и путей движения на восток загадочных филистимлян?
Или вот еще одна археологическая новость. При раскопках в Ашкелоне ученые неожиданно для себя обнаружили мелкие цилиндрики, изготовленные из необожженной глины. Скорее всего, это гирьки - принадлежность примитивного ткацкого станка, служащие для удержания нити на месте. Они лежали на полу помещения, построенного около XI или XII века до новой эры.
Ханаанцы, жившие здесь, использовали такие грузики лишь в форме пирамидки с дырочкой. И среди жителей Ближнего Востока никто цилиндрических гирек при наматывании нити не применял. Зато им подобные уже удавалось найти в прибрежьях Кипра, на Крите, а немного помоложе - и в Греции. Вот так археологи приоткрывают завесу над тайнами миграции древних народов.
Новостью явились и результаты раскопок в Ашкелоне, где ученые наткнулись на построенные ханаанцами, то есть еще до прихода филистимлян, массивные ворота и укрепления, сложенные из необожженного кирпича. Неподалеку от них - загадочная каменная ханаанская же гробница, из которой на сегодняшний день осторожно извлечены останки по меньшей мере сорока мужчин, женщин и детей. Эти находки еще только предстоит проанализировать.
Археологи спят и видят, как им в руки попадутся хотя бы обломки пристани, куда причаливали когда-то суда филистимлян, основателей страны, все еще во многом остающейся тайной за семью печатями. Известно лишь, что в 604 году до новой эры вавилонское войско, посланное Навуходоносором, взяло с боя и сожгло Ашкелон, а за ним и Экрон, и другие города, чем и закончилась эра процветания Филистии. На месте Ашкелона теперь найдено скопище битых глиняных изделий, горелого дерева, расплавленных кирпичей, свидетельств этой давней катастрофы. Однако теперь уже ясно, что по-библейски сводить роль этого народа к извечному врагу и "заведомому негодяю" нельзя никак.