Иногда этноним нельзя объяснить из языка, на ковтором говорит данный этнос. Например, славянские этнонимы "север" и "серб" вместе с этнонимами "савр", "савир", "сабир" нередко возводят к индоарийскому корню "свар" (солнце, свет, небо). "Север" тогда означает "народ Солнца", "народ неба". И бог неба Сварог вполне мог быть племенным богом савров -> савиров -> северов.
Иранская параллель к индоарийскому "свар" "хвар". Отсюда топоним Хорезм от "Хварзем" ("Земля Солнца"). Названия "Хвалынское (Каспийское) море", "Волынь", имя бога Хорс связываются с этим корнем, и даже этноним "хорват". В иранизированнойсреде вообще фонетически допустим переход более индоарийского "сорб" в "хорв", хотя некоторые ученые возводят этноним "хорват" к иранскому корню "хрв", означающему "страж". Отметим, что сербы и хорваты в первые века новой эры жили бок о бок в Приазовье, окруженные иранизированными племенами савроматского союза, в котором ведущую роль играли аланы.
Другое объяснение этимологии "север" от иранского корня "сев" ("черный"). К нему восходят такие названия рек Левобережной Украины и Югославии, как Сев и Сава. Главный город Северской земли, как бы Центр северов ("черных") Чернигов. Не получило ли и Черное море свое имя по племени "север", доминировавшему в составе тех же савроматов на его таманско-керченских берегах, куда через тысячелетие устремлялись мысли новгород-северского князя Игоря во время его злосчастного похода 1185 года? Тогда и "Чернигов" и "Черное" как бы славянская калька с иранских производных от корня "сев".
Почему все же "черный"? Наивно полагать, будто северы, как и нынешние сербы, настолько "черны", а не белокуры, что менее смешанные с кавказцами и тюрками другие индоевропейские племена приклеили им такой цветовой ярлык. Самоназвания случайными не бывают, они многослойны и многозначны. Цветовая же символика у степных народов очень существенна и устойчива на протяжении тысячелетий. Так, Н. Я. Бичурин отмечал, что "конница гуннов на западной стороне имела белых, на восточной серых, на северной вороных, на южной рыжих лошадей". Традиционно на Востоке вообще и у евразийских кочевников в частности запад ассоциировался с белым цветом, восток с голубым, юг с красным, а север с черным. Поэтому древнее "север" могло также символизировать северное место "северов" ("северян") по сравнению с другими степными племенами. Поскольку этноним "рус" соотносится с индоиранским термином, обозначающим "свет" (по-алански "рухс"), и слово "русы" буквально означает "светоносные", "светлые", "белые", постольку не исключено, что "белые" русы противопоставлялись "черным" северам и располагались соответственно на западных флангах лагерей, поселений, кочевий.
Вступая в брачно-куначеские отношения друг с другом, различные кланы индоевропейских, тюркских, угро-финских, кавказских и монгольских племен обогащались в Прикубанье материально и заряжались духовно, вбирали в себя местные разноэтничные компоненты и отдельными глыбами извергались в разные стороны. Новые этносы, рождавшиеся от "супружества языков", могли брать "фамилию" или "отца" ("мужа"), или "матери" ("жены"), и тем самым старые этнические самоназвания перенимались и продолжали жить зачастую в иной языково-культурной и социально-экономической среде.