kladina.narod.ru
Титаренко К.И. г. Днепропетровск, 2004 г.

Константин Титаренко

К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ ПИСЬМЕННОСТИ В ЭПОХУ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Как известно, погребения срубной культуры (далее Ср.к.) содержат ритуальные сосуды. Зачастую орнаментика этой керамики состоит из одинарного или двойного пояса треугольников с вписанными внутрь треугольников линейными знаками в виде прямых линий, уголков, крестов, свастики, решеток, точек и иных знаков в различных сочетаниях. Иногда такие знаки встречаются и без оформления в треугольных рапортах. Специфический вид этих знаков, отсутствие симметрии и ритма, обязательных для орнаментов, вызывает закономерные вопросы относительно назначения и содержания этой графики.

Одним из первых свой взгляд на орнаментику сосудов Ср.к. высказал А. А. Формозов 12;13 . Он предложил считать ее некой разновидностью зачатков письма. Исходя из внешнего вида знаки на сосудах Ср.к. определялись им как прообраз или исходный вариант, ставший предтечей "черт и резов" древних славян, упоминаемых Черноризцем Храбром. Но никаких конкретных предложений по чтению или пониманию семантики этих знаков им не предлагалось.

По мере накопления нового археологического материала проблема интерпретации графического убранства сосудов Ср.к. становилась все более актуальной. Участились публикации, связанные с описанием новых находок сосудов с не идентифицированными знаками 1, с.70; 10, с.80-86; 11, с.250-253 . Появились работы, в которых обобщается материал по орнаментике сосудов эпохи бронзы 3, с.25-43; 4, с.92-94. . Е.Ю. Захаровой, С.Ж. Пустоваловым, А.Б Супруненко сделаны попытки классификации и анализа знаков на доступном материале 2, с.38-40; 10, с.44-46; 12, с.80-86 . Как решение проблемы, авторы этих публикаций предлагали два варианта содержания рассматриваемой графики:

- знаки соответствуют ритуально-символьной семантике;

- утилитарно-бытовое назначение - фиксация хронологических циклов.

Однако отсутствие реально действующей методики не позволило достоверно выявить в изображениях на сосудах Ср.к. предполагаемую информативную составляющую ни по линии символики, ни в плане обнаружения связи с психологическими особенностями мировосприятия представителями той отдаленной эпохи и отражения его средствами графики.

Несколько лет назад автор получил предложение от профессора ДНУ Ирины Федоровны Ковалевой ознакомиться с образцами погребальной керамики из собрания археологической лаборатории ДНУ и выяснить вопрос о возможном применении графики на этих сосудах в качестве знаков письменности. Данная статья знакомит с некоторыми результатами этого исследования.

Цель исследования.

Используя накопленный опыт в области грамматологии (науке о письме) и достижения в смежных с ней науках (мат. лингвистика, информатика, семиотика и др.), выполнить комплексное изучение образцов графики на памятниках Ср. к. для определения их соответствия системным параметрам письменности. В случае подтверждения возможности применения этой графики для передачи информации, определить качественные параметры такой системы и попытаться восстановить структуру и механизм функционирования этой письменности.

Методы.

1. Палеографическое исследование образцов для определения способов нанесения надписей и выявления структурных единиц текста, их позиционирования и межэлементных связей внутри предполагаемой системы письменности.

2. На основании обобщения и систематизации множества способов и приемов, использовавшихся в различных письменностях для кодирования (записи), передачи (хранения) и декодирования (воспроизведении при чтении) информации, определить общий уровень и варианты методов, освоенных мировой письменной культурой на момент существования срубной культуры. Особое внимание было уделено системам письма синхронным периоду Ср.к.

3. После анализа фактов исторического и лингвистического характера соответствующей эпохи, была выделена группа наиболее вероятных способов кодирования информации, применяемых в конкретной ситуации создания исследуемой графики Ср.к.

4. Используя результаты, полученные в п.п. 1, 2 и 3, сделана попытка поэлементной реконструкции системы письменности и механизмов ее действия. Полученные результаты подвергались перекрестной проверке. Основным методом проверки стало сравнение общеупотребительных способов кодирования информации и механизмов ее фиксации в других системах письма с выявленными фактами в исследуемых образцах.

5. В случае выявления аналогий и соответствий сравниваемых фактов между исследуемой и образцовой письменностью, конкретная методика кодирования информации признается допустимой в исследуемой графике. В ином случае она подвергается уточнению и корректировке.

6. После проверки и уточнения общей структуры текстов формируется перечень используемых приемов кодирования информации, который позволяет выявить возможные рамки применения данной письменности и привлечь соответствующий научный аппарат для последующего исследования структуры памятников этой письменности.

В результате проведенной работы по совокупности признаков графику на сосудах Ср.к. следует отнести к начальной форме идеографического письма с развитой системой знакообразования. Вероятными направлениями практического использования являются: создание хозяйственно-учетных записей, обработка и фиксация вычислений, культовая практика. Эта письменность возникла на основе интеллектуального опыта скотоводческих племен Восточной Европы без какого либо влияния извне.

Описание письменности.

Структура знаков.

В основе конструкции знаков лежат два элементарных начертания - точка и прямая линия. Знакообразующей функцией обладает только прямая линия. Точки используются:

- как элемент группы, образованной точками;

- как вкрапление в структуру знаков на линейной основе;

- как контурный пояс.

Графические объекты, вписанные в треугольники, могут состоять из единичных элементарных начертаний, групп элементарных начертаний, собственно знаков и композиционных знаков. Композиционные знаки сформированы из нескольких простых знаков уменьшенного размера и дополняющих их элементарных начертаний. Они представляют собой наиболее сложные графические конструкции, вписанные в треугольники.

Знаки, образованные прямой линией, представлены геометрическими конструкциями: треугольники, квадраты, углы, свастики, решетки, гребни.

Наблюдаются случаи схождения нескольких одинаковых знаков подряд. На данный момент нет возможности сказать определенно, образует ли такая группа одинаковых знаков, вписанных в разные треугольники в объеме одного текста, некое множество элементов, или это некая единая семантическая конструкция, которая должна восприниматься как один знак. И в том и другом случае эта запись будет подразумевать некое значение. Если это два различных знака, то мы будем иметь пример омографа.

Структура текста.

Форма и принципы построения текста на сосудах Ср.к. не находят аналогов. Предварительно на поверхность сосуда наносились треугольники в соответствии с количеством знаков в будущем тексте. Запись знака осуществлялась в треугольном пространстве. В треугольник вписывается один или несколько знаков, ориентированных относительно сторон треугольника. Пустых треугольников, то есть без вписанных внутрь треугольников знаков, в тексте не наблюдается. По-видимому, такая практика отсутствовала. Запись текста производилась правой рукой и всегда справа налево. Для записи знаков использовался специальный инструмент. Его формообразующая поверхность имела вид прямой линии. Применение специализированного инструмента привело к нормированию внешнего вида знаков. Специальные инструменты для письма и нормированность знаков письма являются признаками развитой практики применения письменности.

На данный момент остается открытым вопрос о функции треугольника в организации пространства текста. От определения его статуса в организации текста зависит классификация знаков в поле единичного треугольника как единицы текста: элементарный знак, выражение или блок текста. Пока этот вопрос не решен, нет возможности проводить исследования по структуре предложения (высказывания) и структуре текста. Бесспорно одно: текст имеет линейную организацию, основанную на последовательности единиц текста.

Исходя из структуры знаков, типа знакообразования, и, сравнивая эти параметры с синхронно существовавшими на тот момент системами письма, можно утверждать, что они наиболее соответствуют знакам идеографической и, в меньшей степени, логографической письменности. Наименее вероятно соотнести эти знаки с пиктографической формой письма. Предполагается, что общее число знаков этой письменности не превышало 80-100 знаков. Реально можно ожидать, что число используемых знаков будет близко к 50.

Исходя из примеров реально функционировавших систем письма, наиболее вероятной предполагается следующая модель рассматриваемой письменности.

Основное ядро составляют знаки-идеограммы. Их должно быть не менее 85% от общего количества знаков. Второй по численности должна быть группа знаков-пиктограмм, утративших под влиянием техники письма свой первоначальный рисуночный вид. И самая малочисленная группа знаков - логограммы. Она могла составлять не более 1%. Такая структура письма наиболее соответствовала бы эволюционным процессам, лингвистической и интеллектуальной ситуации той эпохи.

Преобладание идеограмм вызвано невозможностью существования на тот момент среди племен единого нормированного языка. Но учитывая давнее совместное проживание мог сложиться устойчивый пласт понятий, единый для всего сообщества племен Ср.к. В среде племенной олигархии этот пласт конкретизировался и получал терминологическое оформление. Однако термины получали согласование по содержанию, а не по отношению к речевой форме. Нормирование термина по речевой форме в то время было невозможно. Любое нормирование приводит к изменениям в произношении и лексическом наборе пользователя языка. В таком случае носитель нормированного языка в своем племени имел бы большие сложности в общении. В племенной общности отказаться от языка своего племени было равнозначно потери родства с этим племенем, стать чужаком. По этой причине не было никаких реальных факторов воздействовать на разноязыкую толпу, а тем более выработать единые речевые формы. В таких условиях существование логографического письма принципиально невозможно. С другой стороны, пиктография (рисуночное письмо) было уже пройденным этапом. Основной ее недостаток - неупорядоченность структуры сообщения, зависимость внешнего вида знака от способности отдельного индивидуума к изобразительной деятельности, отсутствие нормы при изображении знака.

Социальная основа использования письма.

На достаточно длинном хронологическом отрезке существования, сообщество племен Ср. к. достигло социальной и пространственной стабилизации. В благоприятных условиях повысилась плотность контактов внутри сообщества, что повлекло за собой изменение организационной структуры. Диффузия и поглощение мелких и, в меньшей степени, крупных племен под воздействием силовых, экологических или экономических факторов приводила к изменению функций властных структур. Племенная знать активно участвовала в процессе создания надплеменного аппарата власти. Конечно, на таком огромном пространстве, которое занимали племена Ср. к., не могло существовать единого центра по объединению и консолидация племен могла происходить только регионально. В таких региональных центрах концентрировались политические и экономические связи. Здесь же могли формироваться единые культовые центры. В результате изменений власть отдельных вождей подверглась регламентации. На смену единоличному правлению пришло правление корпоративное. В этих условиях повысилась роль посредников, наделенных полномочиями по выполнению отдельных функций - временно или постоянно. Потребность в эффективном контроле над имеющимися людскими и материальными ресурсами, распределение их в соответствии с установленными правилами и договоренностями порождает качественный скачок - рост неконтролируемых событий. Помочь в таких условиях могла бы только система учета и распределения ресурсов. Но такая система, основанная на личных качествах исполнителей (способность к беглому счету, хорошая память), очень нестабильна и зависит от многих факторов. Но ее существование - обязательный этап в формировании системы письменности. В обществе должен был сложиться интеллектуальный слой наиболее одаренных людей, имеющих подобные качества. В будущем он становится основой для формирования слоя писцов.

Неправильным будет утверждение, что в период Ср. к. сложился полноценный слой писцов. Он только зарождался в некоторых региональных центрах. Да и сами писцы занимались этой деятельностью время от времени, в дополнение к какой-то своей постоянной обязанности. Это была небольшая группа людей, связанных корпоративными узами и занимавших достаточно высокий социальный ранг. В нашем случае создатели погребальной керамики были отличными гончарами, создавали надписи и занимали важное место при выполнении ритуальных действий. По аналогии с древнегреческими знатоками письма их правильнее было бы называть не писцами, а грамматиками - знающими знаки. В те времена письменность больше напоминала искусство, а процесс нанесения знаков - ритуальное действо.

Сферы применения такой письменности очень отличаются от принятых сейчас. Это были преимущественно учетные записи, выполнявшие мнемоническую роль при хозяйственных операциях. Применение подобной письменности возможно и для фиксации хронологических периодов. Но даже при таких ограничениях носители этой письменности добились впечатляющих успехов. В области счета они владели навыками вычислений в пределах тысячи и методами приближенных расчетов. Освоенные операции: счет количественный и порядковый, сложение, вычитание, умножение, деление чисел, определение части от целого. Однако надо учитывать, что указанные числовые операции только частично соответствуют принятым сейчас определениям этих математических действий. То есть действия выполнялись только в положительных целых числах.

Важен и вопрос о количественном представительстве грамматиков среди населения той эпохи. Если для средневековья в Европе этот показатель никогда не превышал 3% по отношению ко всему населению, то можно предполагать, что в нашем случае он не превышал 0,01%. Естественно, что при таком незначительном числе вероятных знатоков письма могло остаться только незначительное количество письменных памятников.

Происхождение.

Рассматриваемая письменность, без всякого сомнения, является самостоятельной и с точки зрения происхождения, и сточки зрения внутренней и внешней структуры.

Надо сразу исключить возможность заимствования или формирования письма Ср.к. под влиянием какой либо письменности из существовавших на тот момент в регионах древнего мира. Нет никаких реальных доказательств в существовании массированного культурного влияния из этих центров на регион Восточной Европы. На протяжении всей эпохи бронзы прослеживается иной процесс - проникновение племен скотоводов из Восточной Европы в смежные пространства Азии и Европы. 6, с.265-297; 8, с.350-376

На данный момент можно представить весомые факты самостоятельного развития письменности исключительно на местном материале. Учитывая опыт археологического изучения насыщенных памятниками письменности государств Древнего мира, можно было бы ожидать заведомо низкую частоту находок памятников относящихся к письменности в Приднепровском регионе.

Однако можно без натяжки назвать два памятника бесспорно отражающих процесс эволюции письменности в нашем регионе. Первый - это знаки абстрактного и рисуночного типа нанесенные охрой в обнаруженных погребениях высшей катакомбной знати на р. Молочной. 7, с.44-46 . Вторым памятником рисуночного письма можно без всякого преувеличения считать Керносовское изваяние 5 .

Оба памятника демонстрируют глубокие хронологические корни традиции пиктографического письма и подтверждают самостоятельный и независимый путь развития письменности эпохи Ср.к. в нашем локальном варианте.

Перспективы изучения и значение письменности Ср.К.

Надо сразу признать, что вероятность полного прочтения текстов этой письменности исчезающе мала. Только после сбора и систематизации всей сопутствующей этому явлению информации можно будет приступать к попыткам выявления структурных и семантических соответствий в текстах. Эта работа, в лучшем случае, может закончиться определением значения нескольких знаков. Это уже будет замечательно для столь своеобразной и удивительной, по своему происхождению, письменности. Но для выполнения такой работы необходимы объединенные усилия многих специалистов.

Трудно переоценить значение этой письменности. Она заставляет совершенно по иному взглянуть на интеллектуальные и творческие способности кочевников бронзового века Восточной Европы и полностью опровергает тезис о возможности формировании письменности только оседлыми народами. Для изучения истории возникновения письма она является тем недостающим звеном, которое позволит уточнить механизм перехода от пиктографии к идеографии, выявить механизмы и пути эволюции этих систем письменности.

В заключение хочу выразить благодарность за помощь и консультации профессора ДНУ Ирины Федоровны Ковалевой и заведующую сектора археологии Дим им. Яворницкого Ларису Николаевну Чурилову.


ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко В.П. О семантике орнамента сосуда из Владимировки // Проблемы эпохи бронзы Юга Восточной Европы: Тезисы докладов конференции. - Донецк, 1979. - С. 70.
2. Захарова Е.Ю. О преемственности графических знаковых систем абашевского и срубного населения // Эпоха бронзы Доно-Донецкого региона: Материалы 5-го Украинско-Российского полевого археологического семинара. - Киев - Воронеж, 2001. - С. 38 - 40.\
3. Кияшко А.В. Морфология и орнаментика керамики эпохи средней бронзы Волго-Донских степей // Нижневолжский археологический вестник. - Волгоград, 2001. - Вып. 4. - С. 25 - 43.
4. Кияшко А.В. Параллели в орнаментации керамики и других предметов эпохи средней бронзы Предкавказья // Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе: Тезисы докладов науч. практич. семинара. - Донецк, 1989. - С. 92 - 94.
5. Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит и бронзовый век Украины. Киев, 1976.
6. Массон В. М. Древние цивилизации Востока и степные племена в свете данных археологии // STRATUM pus, 2, 1999. Кишинёв, с. 265-297.
7. Пустовалов С.Ж. К вопросу о наличии знаковой системы у населения катакомбной общности Северного Причерноморья // Северо-Восточное Приазовье в системе евразийских древностей (энеолит - бронзовый век): Материалы международной конференции. - Донецк, 1996. - Ч. 1. - С. 44 - 46.
8. Субботин Л. В. Северо-Западное Причерноморье в эпоху ранней и средней бронзы // STRATUM pus, 2, 2000. Кишинёв, с. 350-376.
9. Супруненко А.Б. О Федоровском идоле и кургане // Охорона і дослі-дження пам'яток археологіЇ Полтавщини: Третій обласний науково-практичний семінар: Тези доповідей. - Полтава, 1990. - С.80 - 86.
10. Супруненко О.Б. Горщик з календарним орнаментом у зрубному комплексі в Пооріллі // Етнічна історія та культура населення Степу та Лісостепу ЄвразіЇ (від кам'яного віку по раннє середньовіччя : Матеріали міжнародноЇ археологічноЇ конференціЇ. - Дніпропетровськ, 1999. - С.88 - 91.
11. Татаринов С.И. Новые сосуды эпохи бронзы со знаками (Донбасс) // СА. - М.: Изд - во "Наука", 1981. - №4. - С.250 - 253.
12. Формозов А. А. Сосуды со знаками эпохи энеолита и бронзы и история письменности. - ВДИ, 1963, № 2.
13. Формозов А. А. Сосуды срубной культуры с загадочными знаками. - ВДИ, 1953, № 1.

Сайт создан в системе uCoz